Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2021 |
Язык | русский |
|
Давлетшина Лейла Хасановна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Давлетшина Л.Х. Новый миф о будущем в современной татарской прозе // Modern Humanities Success. 2021. №11. С. 22-26. |
Аннотация |
Отличительной чертой современной татарской прозы становится повышенный интерес к национальной тематике, интенсивное использование притчеобразных, мифопоэтических, фантастических структур, использование мифологем и архетипов. Под влиянием отмеченных особенностей литературный процесс подвергается активному разрушению жанровых канонов, размыванию принципов художественных стилей, синтезу разнообразных культурных традиций. Учитывая специфичность переживаемого литературой момента, актуальность исследования заключается в необходимости поиска новых подходов и принципов анализа литературного процесса рубежа ХХ-ХХI веков. Наиболее оптимальным в данном случае становится обращение к фундаментальным культурным категориям, позволяющим не только разграничить разнородные явления, но и увидеть связь между ними, выявить сходство в полярных, на первый взгляд, художественных моделях бытия. Цель исследования заключается в характеристике авторской модели мира, формируемой в рамках утопического повествования. Анализ утопии Р. Фаизова «Тәңре хөкеме» показывает, что художественная специфика мифологической условности проявляется в пространственно-временной организации произведения, особенностях конфликта, персонажных типах и форме повествования. Мифологический мир предстает перед читателем как объективная данность, не нуждающаяся в рациональном объяснении, но соотносимая с традиционными мифологическими сюжетами и мотивами духовного наследия человечества. Авторский миф опирается не на логически объяснимые явления, а на комплекс религиозно-мифологических представлений читателя об окружающем мире, с одной стороны, и на фольклорную и литературную традицию повествования данного типа, с другой. Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты могут послужить для разработки лекционных курсов, семинарских и практических занятий по татарской литературе, в спецкурсах по проблемам мифопоэтики, а также дальнейших научных исследований по филологии. |
Ключевые слова |
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, МИФ, УТОПИЯ, МИФОЛОГИЗМ, МОДЕЛЬ МИРА |
Название журнала |
Успехи гуманитарных наук
|
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=280494 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Давлетшина Лейла Хасановна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2021 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Давлетшина Л.Х. Новый миф о будущем в современной татарской прозе // Modern Humanities Success. 2021. №11. С. 22-26. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=280494 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Успехи гуманитарных наук |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Отличительной чертой современной татарской прозы становится повышенный интерес к национальной тематике, интенсивное использование притчеобразных, мифопоэтических, фантастических структур, использование мифологем и архетипов. Под влиянием отмеченных особенностей литературный процесс подвергается активному разрушению жанровых канонов, размыванию принципов художественных стилей, синтезу разнообразных культурных традиций. Учитывая специфичность переживаемого литературой момента, актуальность исследования заключается в необходимости поиска новых подходов и принципов анализа литературного процесса рубежа ХХ-ХХI веков. Наиболее оптимальным в данном случае становится обращение к фундаментальным культурным категориям, позволяющим не только разграничить разнородные явления, но и увидеть связь между ними, выявить сходство в полярных, на первый взгляд, художественных моделях бытия. Цель исследования заключается в характеристике авторской модели мира, формируемой в рамках утопического повествования. Анализ утопии Р. Фаизова «Тәңре хөкеме» показывает, что художественная специфика мифологической условности проявляется в пространственно-временной организации произведения, особенностях конфликта, персонажных типах и форме повествования. Мифологический мир предстает перед читателем как объективная данность, не нуждающаяся в рациональном объяснении, но соотносимая с традиционными мифологическими сюжетами и мотивами духовного наследия человечества. Авторский миф опирается не на логически объяснимые явления, а на комплекс религиозно-мифологических представлений читателя об окружающем мире, с одной стороны, и на фольклорную и литературную традицию повествования данного типа, с другой. Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты могут послужить для разработки лекционных курсов, семинарских и практических занятий по татарской литературе, в спецкурсах по проблемам мифопоэтики, а также дальнейших научных исследований по филологии. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ |
ru_RU |
dc.subject |
МИФ |
ru_RU |
dc.subject |
УТОПИЯ |
ru_RU |
dc.subject |
МИФОЛОГИЗМ |
ru_RU |
dc.subject |
МОДЕЛЬ МИРА |
ru_RU |
dc.title |
Новый миф о будущем в современной татарской прозе |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|