Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2023 |
Язык | русский |
|
Лебедева Наталия Владимировна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Стереотипы как возможный предиктор непредставленности женщин в STEM: разработка и апробация опросника Стереотипные представления в отношении STEM. Образование и саморазвитие, 18(2), 2023, с.118-127. DOI: 10.26907/esd.18.2.09 |
Аннотация |
Женщины недостаточно представлены во многих областях STEM. Исследователи часто ука- зывают на гендерные стереотипы как на одно из основных объяснений гендерной диспро- порции в STEM-областях. Существующие методики измерения стереотипов не учитывают контексты образования и карьеры в STEM. В данном исследовании предпринята попытка разработки инструмента для их измерения, с применением методологии смешивания мето- дов. На первом этапе (качественное исследование) была определена факторная структура инструмента (метод интервью, выборка 18 женщин); на втором этапе (количественное иссле- дование) разработан и апробирован опросник о стереотипах в STEM (выборка 295 женщин). Разработанный опросник демонстрирует удовлетворительные психометрические характе- ристики, корректное функционирование утверждений и подтверждает ожидаемую двух- факторную структуру. Опросник состоит из 10 утверждений и включает в себя два фактора: (1) изучение STEM-областей и карьера в них больше подходит мужчинам, чем женщинам; (2) работа в STEM-областях несовместима с женской ролевой моделью – заботиться о семье. Выделенная факторная модель соотносится с теоретическими представлениями о стереоти- пах: стереотипы о способностях девочек к техническим дисциплинам и стереотипы о женской ролевой модели. Разработанный измерительный инструмент «Стереотипные представления в отношении STEM» для изучения их выраженности будет давать возможность фиксировать их наличие, оценивать их связь с другими психологическими конструктами (например, мо- тивацией) и академическими достижениями, корректировать образовательную и карьерную траекторию, тем самым, возможно, способствовать закреплению женщин в STEM. |
Ключевые слова |
STEM-образование, STEM-карьера, стереотипы, гендер |
Название журнала |
Образование и саморазвитие
|
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=286288 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Лебедева Наталия Владимировна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2023 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Стереотипы как возможный предиктор непредставленности женщин в STEM: разработка и апробация опросника Стереотипные представления в отношении STEM. Образование и саморазвитие, 18(2), 2023, с.118-127. DOI: 10.26907/esd.18.2.09 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=286288 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Образование и саморазвитие |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Женщины недостаточно представлены во многих областях STEM. Исследователи часто ука- зывают на гендерные стереотипы как на одно из основных объяснений гендерной диспро- порции в STEM-областях. Существующие методики измерения стереотипов не учитывают контексты образования и карьеры в STEM. В данном исследовании предпринята попытка разработки инструмента для их измерения, с применением методологии смешивания мето- дов. На первом этапе (качественное исследование) была определена факторная структура инструмента (метод интервью, выборка 18 женщин); на втором этапе (количественное иссле- дование) разработан и апробирован опросник о стереотипах в STEM (выборка 295 женщин). Разработанный опросник демонстрирует удовлетворительные психометрические характе- ристики, корректное функционирование утверждений и подтверждает ожидаемую двух- факторную структуру. Опросник состоит из 10 утверждений и включает в себя два фактора: (1) изучение STEM-областей и карьера в них больше подходит мужчинам, чем женщинам; (2) работа в STEM-областях несовместима с женской ролевой моделью – заботиться о семье. Выделенная факторная модель соотносится с теоретическими представлениями о стереоти- пах: стереотипы о способностях девочек к техническим дисциплинам и стереотипы о женской ролевой модели. Разработанный измерительный инструмент «Стереотипные представления в отношении STEM» для изучения их выраженности будет давать возможность фиксировать их наличие, оценивать их связь с другими психологическими конструктами (например, мо- тивацией) и академическими достижениями, корректировать образовательную и карьерную траекторию, тем самым, возможно, способствовать закреплению женщин в STEM. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
STEM-образование |
ru_RU |
dc.subject |
STEM-карьера |
ru_RU |
dc.subject |
стереотипы |
ru_RU |
dc.subject |
гендер |
ru_RU |
dc.title |
Стереотипы как возможный предиктор непредставленности женщин в STEM: разработка и апробация опросника «Стереотипные представления в отношении STEM». |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|