Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
СТЕРЕОТИПЫ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ПРЕДИКТОР НЕПРЕДСТАВЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН В STEM: РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ОПРОСНИКА «СТЕРЕОТИПНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ STEM».
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2023
Языкрусский
  • Лебедева Наталия Владимировна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Стереотипы как возможный предиктор непредставленности женщин в STEM: разработка и апробация опросника Стереотипные представления в отношении STEM. Образование и саморазвитие, 18(2), 2023, с.118-127. DOI: 10.26907/esd.18.2.09
    Аннотация Женщины недостаточно представлены во многих областях STEM. Исследователи часто ука- зывают на гендерные стереотипы как на одно из основных объяснений гендерной диспро- порции в STEM-областях. Существующие методики измерения стереотипов не учитывают контексты образования и карьеры в STEM. В данном исследовании предпринята попытка разработки инструмента для их измерения, с применением методологии смешивания мето- дов. На первом этапе (качественное исследование) была определена факторная структура инструмента (метод интервью, выборка 18 женщин); на втором этапе (количественное иссле- дование) разработан и апробирован опросник о стереотипах в STEM (выборка 295 женщин). Разработанный опросник демонстрирует удовлетворительные психометрические характе- ристики, корректное функционирование утверждений и подтверждает ожидаемую двух- факторную структуру. Опросник состоит из 10 утверждений и включает в себя два фактора: (1) изучение STEM-областей и карьера в них больше подходит мужчинам, чем женщинам; (2) работа в STEM-областях несовместима с женской ролевой моделью – заботиться о семье. Выделенная факторная модель соотносится с теоретическими представлениями о стереоти- пах: стереотипы о способностях девочек к техническим дисциплинам и стереотипы о женской ролевой модели. Разработанный измерительный инструмент «Стереотипные представления в отношении STEM» для изучения их выраженности будет давать возможность фиксировать их наличие, оценивать их связь с другими психологическими конструктами (например, мо- тивацией) и академическими достижениями, корректировать образовательную и карьерную траекторию, тем самым, возможно, способствовать закреплению женщин в STEM.
    Ключевые слова STEM-образование, STEM-карьера, стереотипы, гендер
    Название журнала Образование и саморазвитие
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=286288

    Полная запись метаданных