Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2021 |
Язык | русский |
|
Саттарова Лилия Илевна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Саттарова, Л. Резная деревянная дверь из Кайсери / Л. Саттарова // Обсерватория культуры. — 2021. — Т. 18. — С. 44—54. |
Аннотация |
В статье рассматривается малоизвестный памятник сельджукской художественной резьбы - дверь из старинной пятничной мечети в Кайсери (Турция). Резная дверь, хранящаяся в Анкарском этнографическом музее, еще не стала предметом всесторонней публикации. В то же время она принадлежит группе произведений деревянной резьбы Анатолии, созданных в XII-начале XIII вв. и обладающих особой значимостью. Являясь редкими памятниками искусства исламских стран Ближнего Востока домонгольской эпохи, они стоят у истоков художественного расцвета, которое сельджукское государство переживало десятилетиями позже.
Дверь была заказана и установлена в ходе ремонта Джами-и Кебир, осуществленного в правление сельджукского султана Гияседдина I Кейхосрова (1205-1211) по указанию одного из его эмиров Музафферуддина Махмуда сына Ягы-басана, одного из потомков данишмендидской династии. На этот факт указывает надпись на двери с упоминанием имени военачальника Музаферуддина. Орнаментальное убранство двери, организованное как классическая «михрабная» композиция, рассмотрено в комплексе технико-стилистических аспектов. Для сравнительного анализа привлечен материал широкого круга памятников деревянной резьбы XI-XIII вв. из Анатолии и Ирана. Близкое сходство использованных техник резьбы и приемов организации декора, мотивов, орнаментальных тем и эпиграфики позволило выдвинуть предположение о том, что мастер-краснодеревщик (ан-наджар) Ибрагим сын Абу-Бакра ар-Руми, оставивший свою подпись на минбаре мечети Алааддина в крепости Анкары, мог быть создателем великолепного резного декора двери Джами-и Кебир.
|
Ключевые слова |
исламское искусство, деревянная резьба, мечеть, эпиграфика, Анатолия, сельджуки, Анкарский этнографический музей, Islamic art, woodcarving, mosque, epigraphy, Anatolia, Seljuks, Ankara Museum of Ethnography |
Название журнала |
Обсерватория культуры
|
URL |
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-44-54 |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=286387 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Саттарова Лилия Илевна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2021 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Саттарова, Л. Резная деревянная дверь из Кайсери / Л. Саттарова // Обсерватория культуры. — 2021. — Т. 18. — С. 44—54. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=286387 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Обсерватория культуры |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В статье рассматривается малоизвестный памятник сельджукской художественной резьбы - дверь из старинной пятничной мечети в Кайсери (Турция). Резная дверь, хранящаяся в Анкарском этнографическом музее, еще не стала предметом всесторонней публикации. В то же время она принадлежит группе произведений деревянной резьбы Анатолии, созданных в XII-начале XIII вв. и обладающих особой значимостью. Являясь редкими памятниками искусства исламских стран Ближнего Востока домонгольской эпохи, они стоят у истоков художественного расцвета, которое сельджукское государство переживало десятилетиями позже.
Дверь была заказана и установлена в ходе ремонта Джами-и Кебир, осуществленного в правление сельджукского султана Гияседдина I Кейхосрова (1205-1211) по указанию одного из его эмиров Музафферуддина Махмуда сына Ягы-басана, одного из потомков данишмендидской династии. На этот факт указывает надпись на двери с упоминанием имени военачальника Музаферуддина. Орнаментальное убранство двери, организованное как классическая «михрабная» композиция, рассмотрено в комплексе технико-стилистических аспектов. Для сравнительного анализа привлечен материал широкого круга памятников деревянной резьбы XI-XIII вв. из Анатолии и Ирана. Близкое сходство использованных техник резьбы и приемов организации декора, мотивов, орнаментальных тем и эпиграфики позволило выдвинуть предположение о том, что мастер-краснодеревщик (ан-наджар) Ибрагим сын Абу-Бакра ар-Руми, оставивший свою подпись на минбаре мечети Алааддина в крепости Анкары, мог быть создателем великолепного резного декора двери Джами-и Кебир.
|
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
исламское искусство |
ru_RU |
dc.subject |
деревянная резьба |
ru_RU |
dc.subject |
мечеть |
ru_RU |
dc.subject |
эпиграфика |
ru_RU |
dc.subject |
Анатолия |
ru_RU |
dc.subject |
сельджуки |
ru_RU |
dc.subject |
Анкарский этнографический музей |
ru_RU |
dc.subject |
Islamic art |
ru_RU |
dc.subject |
woodcarving |
ru_RU |
dc.subject |
mosque |
ru_RU |
dc.subject |
epigraphy |
ru_RU |
dc.subject |
Anatolia |
ru_RU |
dc.subject |
Seljuks |
ru_RU |
dc.subject |
Ankara Museum of Ethnography |
ru_RU |
dc.title |
Резная деревянная дверь из Кайсери |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|