Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
POSITIVE SELF-PERSPECTIVE CONCEPT IN ADOLESCENTS RAISED IN FOSTER FAMILIES: DEVELOPMENT CONDITIONS«;« [ЯЮЧШЂШТЭРЏ П-ЪЮЭІХЯІШЏ ЯЮФ№ЮЁЂЪЮТ, ТЮЁЯШЂЋТРЎЉШЅЁЏ Т Я№ШХЬЭЋЅ ЁХЬЌЏЅ: ЃЁЫЮТШЏ ЄЮ№ЬШ№ЮТРЭШЏ]
Форма представленияСтатьи в зарубежных журналах и сборниках
Год публикации2023
Языканглийский
  • Дроздикова-Зарипова Альбина Рафаиловна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Drozdikova-Zaripova A.R, Latypov N.R, Sokolova N.L, Positive self-perspective concept in adolescents raised in foster families: development conditions«;« [Яючшђштэрџ п-ъюэіхяішџ яюф№юёђъют, тюёяшђћтрўљшѕёџ т я№шхьэћѕ ёхьќџѕ: ѓёыютшџ єю№ьш№ютрэшџ]//Perspektivy Nauki i Obrazovania. - 2023. - Vol.63, Is.3. - P.506-520.
    Аннотация Введение. Актуальность исследования формирования Я-концепции подростков из приемных семей обусловлена необходимостью оказания адресной помощи и поддержки приемным детям, испытывающим большие трудности в становлении позитивной Я-концепции как основы их социальной адаптации и гармоничного личностного развития. В современной психолого-педагогической науке и практике недостаточно разработаны содержательно-методические аспекты формирования положительной Я-концепции подростков, воспитывающихся в приемных семьях. Целью исследования является экспериментальное обоснование условий формирования позитивной Я-концепции у приемных подростков. Материалы и методы. В рамках психолого-педагогического эксперимента в последовательном варианте реализован комплекс разработанных психолого-педагогических мероприятий, направленный на формирование позитивной Я-концепции подростков из приемных семей. В исследовании использовались методики для оценки компонентов Я-концепции приемных подростков: диагностика межличностных отношений (Т. Лири), шкала для исследования Я-концепции (Е. Пирс, Д. Харрис в модификации А.М. Прихожан), измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан. В исследовании приняли участие 32 подростка и 24 родителя из приемных семей. Результаты исследования. В результате реализации разработанных психолого-педагогических условий по формированию позитивной Я-концепции выявлены статистически значимые положительные изменения по показателям компонентов Я-концепции (когнитивный, эмоциональный, оценочный и поведенческий) у подростков, воспитывающихся в приемных семьях. Приемные подростки стали демонстрировать доминирование стремления к гармонизации отношений с окружающими и установлению сотруднических отношений, снижение конформных установок и проявление уверенности в себе («Дружелюбный», р≤0,05; «Альтруистичный», р≤0,05 и «Авторитарный», р≤0,05); ставить более реалистичные цели (по большинству шкал расхождение между уровнями самооценки и притязаний от 20 до 22 баллов), иметь оптимистическое представление о своих возможностях (оптимальный высокий уровень: от 80 до 88 баллов); более реалистичное отношение к жизненным ситуациям (71,9%), ощущение удовлетворенностью жизни (37,5%) и эмоционального благополучия (50%), а также благоприятного положения в семье (сдвиг по среднему уровню удовлетворенности с 37,5% до 62,5% и по высокому уровню – с 21,9% до 31,3%). Заключение. В современных условиях в приемных семьях особую значимость представляют условия для успешного развития самосознания, самопознания и принятия подростка самого себя. Формирование позитивной Я-концепции является комплексным и длительным процессом. Положительные результаты исследования могут составлять основу психологического сопровождения замещающих семей.
    Ключевые слова приемная семья, подростки, позитивная Я-концепция, условия формирования Я-концепции, сопровождение
    Название журнала Perspektivy Nauki i Obrazovania
    URL https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85168659112&doi=10.32744%2fpse.2023.3.30&partnerID=40&md5=2dbe4c9033a540b0dbf73ebbb8b09c03
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=286392

    Полная запись метаданных