Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2023 |
Язык | русский |
|
Лопухова Ольга Геннадьевна, автор
|
|
Панов Виктор Иванович, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Лопухова О.Г., Панов В.И. Взаимодействия “человек–лошадь” в ипповенции: экопсихологический подход к развитию психики // Психологический журнал. – 2023. – T. 44. – № 4 C. 27-37 . URL: https://psy.jes.su/s020595920027083-7-1/. DOI: 10.31857/S020595920027083-7 |
Аннотация |
Ипповенция как направление психотерапевтического и развивающего личность взаимодействия “человек–лошадь” последние годы экстенсивно развивается в России. За рубежом аналогичные практики представлены разнообразием моделей (equine assisted psychotherapy, equine facilitated psychotherapy, equine-assisted counseling, equine-assisted growth and learning и т.п.), основанных на разных теоретических подходах. Систематизация этих моделей позволяет соотнести их с определенными функциональными задачами ипповенции как целостной системы: психотерапевтической, коррекционно-консультативной, социально-психологической и образовательно-педагогической. Однако на методологическом уровне выявляется противоречие. Практическая реализация большей части этих задач строится в гносеологической парадигме, когда лошадь для человека выступает как объект его действий, или же человек “субъектифицирует” лошадь (наделяет ее “человеческими” личностными качествами). В то же время существует точка зрения, согласно которой лошади по своей природе наделены субъектностью в поведении и отношениях, что соответствует онтологической парадигме анализа взаимодействий в системе “человек–лошадь”. Решение данного противоречия, на наш взгляд, возможно с позиций экопсихологического подхода к развитию психики (В.И. Панов) и разработанной в его рамках экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий. Это обусловлено тем, что в основе данного подхода лежит представление о творческой природе психики как формы бытия, которая находит свое проявление в психологических возможностях и человека, и лошади выступать субъектами своего бытия и субъектами социальных взаимодействий. Проведен анализ психотерапевтического и развивающего потенциала техник ипповенции в контексте базовых типов экопсихологических взаимодействий “человек–лошадь” (объект-объектного, субъект-объектного, объект-субъектного, субъект-обособленного, субъект-совместного и субъект-порождающего). Сделан вывод о том, что методология экопсихологического подхода к развитию психики дает возможность рассматривать ипповенцию как систему социальных взаимодействий, построенную на едином теоретическом основании и позволяющую решать разные психотерапевтические и развивающие задачи в условиях взаимоотношений “человек–лошадь”. |
Ключевые слова |
экопсихологический подход, ипповенция как система, взаимодействия ?человек?лошадь?, психотерапия, субъект-средовые взаимодействия, гносеологическая парадигма, онтологическая парадигма |
Название журнала |
Психологический журнал РАН
|
URL |
https://psy.jes.su/s020595920027083-7-1/ |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=287704 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Лопухова Ольга Геннадьевна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Панов Виктор Иванович |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2023 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Лопухова О.Г., Панов В.И. Взаимодействия “человек–лошадь” в ипповенции: экопсихологический подход к развитию психики // Психологический журнал. – 2023. – T. 44. – № 4 C. 27-37 . URL: https://psy.jes.su/s020595920027083-7-1/. DOI: 10.31857/S020595920027083-7 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=287704 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Психологический журнал РАН |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Ипповенция как направление психотерапевтического и развивающего личность взаимодействия “человек–лошадь” последние годы экстенсивно развивается в России. За рубежом аналогичные практики представлены разнообразием моделей (equine assisted psychotherapy, equine facilitated psychotherapy, equine-assisted counseling, equine-assisted growth and learning и т.п.), основанных на разных теоретических подходах. Систематизация этих моделей позволяет соотнести их с определенными функциональными задачами ипповенции как целостной системы: психотерапевтической, коррекционно-консультативной, социально-психологической и образовательно-педагогической. Однако на методологическом уровне выявляется противоречие. Практическая реализация большей части этих задач строится в гносеологической парадигме, когда лошадь для человека выступает как объект его действий, или же человек “субъектифицирует” лошадь (наделяет ее “человеческими” личностными качествами). В то же время существует точка зрения, согласно которой лошади по своей природе наделены субъектностью в поведении и отношениях, что соответствует онтологической парадигме анализа взаимодействий в системе “человек–лошадь”. Решение данного противоречия, на наш взгляд, возможно с позиций экопсихологического подхода к развитию психики (В.И. Панов) и разработанной в его рамках экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий. Это обусловлено тем, что в основе данного подхода лежит представление о творческой природе психики как формы бытия, которая находит свое проявление в психологических возможностях и человека, и лошади выступать субъектами своего бытия и субъектами социальных взаимодействий. Проведен анализ психотерапевтического и развивающего потенциала техник ипповенции в контексте базовых типов экопсихологических взаимодействий “человек–лошадь” (объект-объектного, субъект-объектного, объект-субъектного, субъект-обособленного, субъект-совместного и субъект-порождающего). Сделан вывод о том, что методология экопсихологического подхода к развитию психики дает возможность рассматривать ипповенцию как систему социальных взаимодействий, построенную на едином теоретическом основании и позволяющую решать разные психотерапевтические и развивающие задачи в условиях взаимоотношений “человек–лошадь”. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
экопсихологический подход |
ru_RU |
dc.subject |
ипповенция как система |
ru_RU |
dc.subject |
взаимодействия ?человек?лошадь? |
ru_RU |
dc.subject |
психотерапия |
ru_RU |
dc.subject |
субъект-средовые взаимодействия |
ru_RU |
dc.subject |
гносеологическая парадигма |
ru_RU |
dc.subject |
онтологическая парадигма |
ru_RU |
dc.title |
Взаимодействия “человек–лошадь” в ипповенции: экопсихологический подход к развитию психики |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|