Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ “ЧЕЛОВЕК–ЛОШАДЬ” В ИППОВЕНЦИИ: ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2023
Языкрусский
  • Лопухова Ольга Геннадьевна, автор
  • Панов Виктор Иванович, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Лопухова О.Г., Панов В.И. Взаимодействия “человек–лошадь” в ипповенции: экопсихологический подход к развитию психики // Психологический журнал. – 2023. – T. 44. – № 4 C. 27-37 . URL: https://psy.jes.su/s020595920027083-7-1/. DOI: 10.31857/S020595920027083-7
    Аннотация Ипповенция как направление психотерапевтического и развивающего личность взаимодействия “человек–лошадь” последние годы экстенсивно развивается в России. За рубежом аналогичные практики представлены разнообразием моделей (equine assisted psychotherapy, equine facilitated psychotherapy, equine-assisted counseling, equine-assisted growth and learning и т.п.), основанных на разных теоретических подходах. Систематизация этих моделей позволяет соотнести их с определенными функциональными задачами ипповенции как целостной системы: психотерапевтической, коррекционно-консультативной, социально-психологической и образовательно-педагогической. Однако на методологическом уровне выявляется противоречие. Практическая реализация большей части этих задач строится в гносеологической парадигме, когда лошадь для человека выступает как объект его действий, или же человек “субъектифицирует” лошадь (наделяет ее “человеческими” личностными качествами). В то же время существует точка зрения, согласно которой лошади по своей природе наделены субъектностью в поведении и отношениях, что соответствует онтологической парадигме анализа взаимодействий в системе “человек–лошадь”. Решение данного противоречия, на наш взгляд, возможно с позиций экопсихологического подхода к развитию психики (В.И. Панов) и разработанной в его рамках экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий. Это обусловлено тем, что в основе данного подхода лежит представление о творческой природе психики как формы бытия, которая находит свое проявление в психологических возможностях и человека, и лошади выступать субъектами своего бытия и субъектами социальных взаимодействий. Проведен анализ психотерапевтического и развивающего потенциала техник ипповенции в контексте базовых типов экопсихологических взаимодействий “человек–лошадь” (объект-объектного, субъект-объектного, объект-субъектного, субъект-обособленного, субъект-совместного и субъект-порождающего). Сделан вывод о том, что методология экопсихологического подхода к развитию психики дает возможность рассматривать ипповенцию как систему социальных взаимодействий, построенную на едином теоретическом основании и позволяющую решать разные психотерапевтические и развивающие задачи в условиях взаимоотношений “человек–лошадь”.
    Ключевые слова экопсихологический подход, ипповенция как система, взаимодействия ?человек?лошадь?, психотерапия, субъект-средовые взаимодействия, гносеологическая парадигма, онтологическая парадигма
    Название журнала Психологический журнал РАН
    URL https://psy.jes.su/s020595920027083-7-1/
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=287704

    Полная запись метаданных