Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2023 |
Язык | русский |
|
Каюмова Гелюся Фаридовна, автор
Сорокина Татьяна Викторовна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Каюмова Г.Ф., Сорокина Т.В. Особенности изображения эпических героев в татарском и славянском фольклоре / Г.Ф. Каюмова, Т.В. Сорокина / // Филология и культура. Philology and Culture. 2023. No 3 (73).
С. 116–123.
|
Аннотация |
В основе этноэпического наследия традиционной культуры русского и татарского народов лежат эпические сказания, в том числе героический эпос народа, этноса. Представления субъекта об идеалах мудрости, героизма и красоты, о добре и зле, о месте человека в мире, а также религиозно-мифологические воззрения на отношения человека со сверхъестественными, высшими силами как своеобразный жизненный мир этноса составляют ядро традиционной культуры. Предпринятый нами культурологический анализ главных героев эпических сказаний, в том числе в аспекте сопоставления со славянскими былинными богатырями, позволяет утверждать, что эпический образ батыра выражает единый комплекс народно-исторических понятий и представлений об идеальном человеке – воине в лучшем проявлении всех его достоинств, который реализует и претворяет в жизнь вековые чаяния народа, то есть объективизированное представление о мире. Образ батыра, богатыря в татарском и славянском фольклоре интересен своей сложностью и многогранностью. Он и боец против врагов родной земли, и герой, уничтожающий злые силы; он и идеальный воин, перед которым чувствует страх даже хан, но в то же время показывает временами коварство, хитрость. Таким образом, одерживать победу батырам помогают не только их лучшие качества, но и те, которые обычно при описании положительных героев вытесняются в теневую сторону, то есть отрицаются. Возможно, именно в этом кроется безмерная любовь и доверие народа к
эпическим произведениям и их героев.
|
Ключевые слова |
этноэпическое наследие, эпические сказания, фабула, богатырь, исполин, батыр, традиция, духовное наследие, ценность, богатырский конь, богатырский меч, социокультурная модель |
Название журнала |
Филология и культура. Philologie and Culture.
|
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=289286 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Каюмова Гелюся Фаридовна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Сорокина Татьяна Викторовна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2023 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Каюмова Г.Ф., Сорокина Т.В. Особенности изображения эпических героев в татарском и славянском фольклоре / Г.Ф. Каюмова, Т.В. Сорокина / // Филология и культура. Philology and Culture. 2023. No 3 (73).
С. 116–123.
|
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=289286 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Филология и культура. Philologie and Culture. |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В основе этноэпического наследия традиционной культуры русского и татарского народов лежат эпические сказания, в том числе героический эпос народа, этноса. Представления субъекта об идеалах мудрости, героизма и красоты, о добре и зле, о месте человека в мире, а также религиозно-мифологические воззрения на отношения человека со сверхъестественными, высшими силами как своеобразный жизненный мир этноса составляют ядро традиционной культуры. Предпринятый нами культурологический анализ главных героев эпических сказаний, в том числе в аспекте сопоставления со славянскими былинными богатырями, позволяет утверждать, что эпический образ батыра выражает единый комплекс народно-исторических понятий и представлений об идеальном человеке – воине в лучшем проявлении всех его достоинств, который реализует и претворяет в жизнь вековые чаяния народа, то есть объективизированное представление о мире. Образ батыра, богатыря в татарском и славянском фольклоре интересен своей сложностью и многогранностью. Он и боец против врагов родной земли, и герой, уничтожающий злые силы; он и идеальный воин, перед которым чувствует страх даже хан, но в то же время показывает временами коварство, хитрость. Таким образом, одерживать победу батырам помогают не только их лучшие качества, но и те, которые обычно при описании положительных героев вытесняются в теневую сторону, то есть отрицаются. Возможно, именно в этом кроется безмерная любовь и доверие народа к
эпическим произведениям и их героев.
|
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
этноэпическое наследие |
ru_RU |
dc.subject |
эпические сказания |
ru_RU |
dc.subject |
фабула |
ru_RU |
dc.subject |
богатырь |
ru_RU |
dc.subject |
исполин |
ru_RU |
dc.subject |
батыр |
ru_RU |
dc.subject |
традиция |
ru_RU |
dc.subject |
духовное наследие |
ru_RU |
dc.subject |
ценность |
ru_RU |
dc.subject |
богатырский конь |
ru_RU |
dc.subject |
богатырский меч |
ru_RU |
dc.subject |
социокультурная модель |
ru_RU |
dc.title |
Особенности изображения эпических героев в татарском и славянском фольклоре |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|