Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
IMPACT OF THE PANDEMIC ON THE PERCEPTION OF THE PROFESSIONAL ROLE OF DOCTOR AMONG MEDICAL STUDENTS«;« [ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РОЛИ ВРАЧА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ]
Форма представленияСтатьи в зарубежных журналах и сборниках
Год публикации2022
Языканглийский
  • Гузельбаева Гузель Яхиевна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Mchedlova M.M, Guzelbaeva G.Ya., IMPACT OF THE PANDEMIC ON THE PERCEPTION OF THE PROFESSIONAL ROLE OF DOCTOR AMONG MEDICAL STUDENTS«;« [Влияние пандемии на представления о профессиональной роли врача у студентов медицинских специальностей] //Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomicheskie i Sotsial'nye Peremeny. - 2022. - Vol., Is.6. - P.173-194.
    Аннотация Пандемия COVID‑19 внесла существенные коррективы в представления о состоянии и функционировании системы современного здравоохранения многих стран. Вопросы соотношения рационализации и коммерциализации медицинской сферы, с одной стороны, и требований бескорыстной помощи и морального отклика от врачей, с другой, стали не просто предметом общественных дискуссий, а настоящим вызовом медицинскому сообществу. В особой ситуации оказались студенты медицинских специальностей, ощутив перекрестное воздействие двух причинных комплексов: трансформации в образовательном процессе и тяжелой ноши социальной и личной ответственности при мобилизации медицинской сферы. Статья посвящена ряду проблем: реакции на экстренную мобилизацию для борьбы с COVID‑19; применению новых технологий в медицинском образовании и клинической практике; трансформации смыслов профессиональной роли врача у студентов-медиков; нравственной стороне профессии и субъективным смыслам, вкладываемым в профессию; воздействию религиозного фактора и востребованности волонтерской деятельности студентов-медиков. Работа основана на данных социологического исследования смешанного дизайна: репрезентативный опрос студентов медицинских факультетов Казани и Москвы (N = 2084), 12 экспертных интервью с ординаторами, преподавателями и врачами, две фокус-группы со студентами-медиками, февраль-май 2022 г. Во время пандемии стала очевидной неприемлемость удаленных методов обучения для медицинского образования, поскольку оно связано с обучением в клинических условиях. Студентам и преподавателям пришлось адаптироваться к экстренному внедрению дистанционного обучения и методов лечения, использованию цифровых форм и инструментов. Студенты-медики оказались в сложной ситуации смещения традиционных смыслов профессии врача: пандемия породила неоднозначность выбора между нравственными задачами и рациональной выгодой; акцентировала недостатки и выгоды цифрового образования; высветила неспособность коммерциализированной медицины справляться с вызовами пандемии. Опыт участия студентов в волонтерском движении «Волонтеры-медики » стал востребованным в работе с ковид-пациентами. Предварительный практический опыт оказания медицинской помощи выявлен как основной параметр позитивного отклика на призыв к работе «красных зон». У студентов-медиков зафиксировано полярное отношение к экстренной мобилизации для борьбы с COVID‑19. Сложная эпидемиологическая ситуация обусловила повышение престижа медицинской профессии, но в то же время обострила ее морально-нравственную нагруженность, в том числе повысила требовательность пациентов к эмоциональной включенности медиков.
    Ключевые слова пандемия COVID-19, высшее образование, студенты-медики, медицинское образование, дистанционное образование, профессиональные роли, социальное служение, волонтерство, клятва врача, религиозная идентичность, религиозное сознание, волонтерское движение медиков
    Название журнала Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomicheskie i Sotsial'nye Peremeny
    URL https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85173739550&doi=10.14515%2fmonitoring.2022.6.2286&partnerID=40&md5=ea398d4ad2e93c3958fb711f5b059a42
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=290677

    Полная запись метаданных