Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2024 |
Язык | русский |
|
Леонтьев Глеб Дмитриевич, автор
Леонтьева Людмила Станиславовна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Леонтьев Г.Д., Леонтьева Л.С. Свобода выбора и сетевые «эхо-эффекты» информационного потребления // Социодинамика. 2024. № 1. С. 53-63. DOI: 10.25136/2409-7144.2024.1.68951 EDN: KWSJOI URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=68951 |
Аннотация |
Механизмы персонализации медиа и размежевание в сетевом общении по принципу единомыслия стимулируют формирование «эхо-камер» и «пузырей фильтров». Социально-сетевой феномен, обозначенный данными метафорами, является предметом исследования, а сами понятия рассматриваются как близкие, но не тождественные. Цель исследования – выявление факторов, влияющих на действенность алгоритмов фильтрации, на способность пользователя к осознанному выбору и самоорганизации в процессе информационного потребления. Анализ причин и следствий избирательных стратегий информационного онлайн-потребления осуществлен на основе коммуникативно - деятельностного подхода, теории виртуальной реальности Ж. Бодрийяра, концепций цифровых медиа К. Санстейна, Э. Паризера и Р. Флетчера. В качестве эмпирической базы использованы результаты зарубежных и отечественных исследований коммуникативных практик на разных социальных платформах. Представленные в научной литературе исследовательские подходы позволяют акцентировать внимание на технологическом и логико-смысловом ракурсе анализа устойчивых форм сетевого общения. По мнению авторов, взаимообусловленность алгоритмов фильтрации и ценностных доминант информационного потребления, оставляет пользователю шанс на самостоятельный выбор «потребительской корзины». Подчеркивается двойственность в получении персонализированного контента: с одной стороны, это удобство, экономия усилий, с другой - одномерность картины мира в информационном пузыре. Исходя из этого, свобода выбора охарактеризована как право на активный выбор и право не выбирать, осознанно делегируя его нейросетевым фильтрам. В заключение авторами определены внутренние и внешне-сетевые факторы снижения действенности алгоритмов фильтрации: интерпретация искусственным интеллектом пользовательского поведения; функционирование рациональной конфронтационной коммуникации; конъюнктурность концептуализации эхо-эффектов; наличие средств осознанного противодействия. Выделены стимулы разумного информационного потребления, технологические и когнитивные способы защиты и рационализации пользовательского поведения. |
Ключевые слова |
информация, выбор, информационное потребление, алгоритмы фильтрации, предвзятость подтверждения, пузырь фильтров, эхо-камера, коммуникация, онлайн-платформы, виртуальность |
Название журнала |
Социодинамика
|
URL |
https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=68951 |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=295225 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Леонтьев Глеб Дмитриевич |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Леонтьева Людмила Станиславовна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2024 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Леонтьев Г.Д., Леонтьева Л.С. Свобода выбора и сетевые «эхо-эффекты» информационного потребления // Социодинамика. 2024. № 1. С. 53-63. DOI: 10.25136/2409-7144.2024.1.68951 EDN: KWSJOI URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=68951 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=295225 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Социодинамика |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Механизмы персонализации медиа и размежевание в сетевом общении по принципу единомыслия стимулируют формирование «эхо-камер» и «пузырей фильтров». Социально-сетевой феномен, обозначенный данными метафорами, является предметом исследования, а сами понятия рассматриваются как близкие, но не тождественные. Цель исследования – выявление факторов, влияющих на действенность алгоритмов фильтрации, на способность пользователя к осознанному выбору и самоорганизации в процессе информационного потребления. Анализ причин и следствий избирательных стратегий информационного онлайн-потребления осуществлен на основе коммуникативно - деятельностного подхода, теории виртуальной реальности Ж. Бодрийяра, концепций цифровых медиа К. Санстейна, Э. Паризера и Р. Флетчера. В качестве эмпирической базы использованы результаты зарубежных и отечественных исследований коммуникативных практик на разных социальных платформах. Представленные в научной литературе исследовательские подходы позволяют акцентировать внимание на технологическом и логико-смысловом ракурсе анализа устойчивых форм сетевого общения. По мнению авторов, взаимообусловленность алгоритмов фильтрации и ценностных доминант информационного потребления, оставляет пользователю шанс на самостоятельный выбор «потребительской корзины». Подчеркивается двойственность в получении персонализированного контента: с одной стороны, это удобство, экономия усилий, с другой - одномерность картины мира в информационном пузыре. Исходя из этого, свобода выбора охарактеризована как право на активный выбор и право не выбирать, осознанно делегируя его нейросетевым фильтрам. В заключение авторами определены внутренние и внешне-сетевые факторы снижения действенности алгоритмов фильтрации: интерпретация искусственным интеллектом пользовательского поведения; функционирование рациональной конфронтационной коммуникации; конъюнктурность концептуализации эхо-эффектов; наличие средств осознанного противодействия. Выделены стимулы разумного информационного потребления, технологические и когнитивные способы защиты и рационализации пользовательского поведения. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
информация |
ru_RU |
dc.subject |
выбор |
ru_RU |
dc.subject |
информационное потребление |
ru_RU |
dc.subject |
алгоритмы фильтрации |
ru_RU |
dc.subject |
предвзятость подтверждения |
ru_RU |
dc.subject |
пузырь фильтров |
ru_RU |
dc.subject |
эхо-камера |
ru_RU |
dc.subject |
коммуникация |
ru_RU |
dc.subject |
онлайн-платформы |
ru_RU |
dc.subject |
виртуальность |
ru_RU |
dc.title |
Свобода выбора и сетевые «эхо-эффекты» информационного потребления |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|