Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2024 |
Язык | русский |
|
Габдулхаков Валерьян Фаритович, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Габдулхаков, В.Ф. (2024). Энтропия функциональной и предметной грамотности в условиях преемственности дошкольного и начального образования. // Современное дошкольное образование, 121 (1), 32–43. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-32-43 |
Аннотация |
Цель статьи – показать результаты исследования по энтропии функциональной и предметной гра
мотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности дошкольной
(предшкольной) и начальной ступени образования. Выделены и проанализированы доминирующие
в образовательной практике стратегии противодействия энтропии (модели негэнтропии). Эмпиричес
кой базой исследования были образовательные учреждения Татарстана, Чувашии, Ленинградской,
Новосибирской областей. В ходе диагностики уровня развития функциональной и предметной гра
мотности у детей дошкольного и младшего школьного возраста было установлено, что оба вида гра
мотности имеют тенденцию к энтропии – к утрате сформированных знаний, умений, универсальных
учебных действий, компетенций. Выделенные из опыта работы педагогов доминирующие стратегии
формирования функциональной и предметной грамотности оказывают разное противодействие энт
ропии. Однако, пока до конца не ясно, каким стратегиям следует отдавать предпочтение.
Проблема заключается в том, что выделенные стратегии (модели) противодействия энтропии не
достаточно учитывают зоны бифуркации (зоны неожиданной утраты сформированных знаний и уме
ний), педагоги не всегда понимают, что работает на функциональную грамотность, а что – на пред
метную, как совмещать или интегрировать методические средства функциональной грамотности
и методические средства предметной грамотности.
В качестве методов исследования были использованы анкетирование, тестирование, педагоги
ческое наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования на междуна
родных и всероссийских научно-практических конференциях, математическая обработка данных.
Всего в экспериментах (диагностических и формирующих) в течение трех лет (2020–2024) приняли
участие 701 педагогов (347 воспитателей детских садов и 354 учителей начальных классов), исследо
ваны предпосылки функциональной и предметной грамотности у детей 6–7 лет (324 диалога), а также
функциональная и предметная грамотность у детей 7–10 лет (453 ответа).
Основными результатами исследования стали доминирующие модели: 1) интегрирован
ного развития функциональной и предметной грамотности; 2) параллельного развития той и дру
гой грамотности; 3) формирования предметной грамотности без интеграции с работой по разви
тию функциональной грамотности. Доказано, что наиболее эффективной моделью формирования
функциональной и предметной грамотности является модель, связанная с формированием только
предметной грамотности: эта модель обеспечивает развитие как предметной, так и функциональ
ной грамотности.
Выводы: результаты исследования говорят о том, что в дошкольных и школьных учреждениях
России еще мало вариативных моделей, способных противодействовать энтропии функциональной
и предметной грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать модели, технологии, дидактические средства формирования функциональной и предметн |
Ключевые слова |
энтропия,
функциональная
грамотность,
предметная грамотность,
стратегии,
модели негэнтропии,
дошкольное
образование,
начальное образование |
Название журнала |
Современное дошкольное образование. Теория и практика
|
URL |
https://sdo-journal.ru/journal/articles/gabdulkhakov-v-f-entropiya-funktsionalnoy-i-predmetnoy-gramotnosti-v-usloviyakh-preemstvennosti-dosh/ |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=295610 |
Файлы ресурса | |
|
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Габдулхаков Валерьян Фаритович |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2024 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Габдулхаков, В.Ф. (2024). Энтропия функциональной и предметной грамотности в условиях преемственности дошкольного и начального образования. // Современное дошкольное образование, 121 (1), 32–43. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-32-43 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=295610 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Современное дошкольное образование. Теория и практика |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Цель статьи – показать результаты исследования по энтропии функциональной и предметной гра
мотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности дошкольной
(предшкольной) и начальной ступени образования. Выделены и проанализированы доминирующие
в образовательной практике стратегии противодействия энтропии (модели негэнтропии). Эмпиричес
кой базой исследования были образовательные учреждения Татарстана, Чувашии, Ленинградской,
Новосибирской областей. В ходе диагностики уровня развития функциональной и предметной гра
мотности у детей дошкольного и младшего школьного возраста было установлено, что оба вида гра
мотности имеют тенденцию к энтропии – к утрате сформированных знаний, умений, универсальных
учебных действий, компетенций. Выделенные из опыта работы педагогов доминирующие стратегии
формирования функциональной и предметной грамотности оказывают разное противодействие энт
ропии. Однако, пока до конца не ясно, каким стратегиям следует отдавать предпочтение.
Проблема заключается в том, что выделенные стратегии (модели) противодействия энтропии не
достаточно учитывают зоны бифуркации (зоны неожиданной утраты сформированных знаний и уме
ний), педагоги не всегда понимают, что работает на функциональную грамотность, а что – на пред
метную, как совмещать или интегрировать методические средства функциональной грамотности
и методические средства предметной грамотности.
В качестве методов исследования были использованы анкетирование, тестирование, педагоги
ческое наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования на междуна
родных и всероссийских научно-практических конференциях, математическая обработка данных.
Всего в экспериментах (диагностических и формирующих) в течение трех лет (2020–2024) приняли
участие 701 педагогов (347 воспитателей детских садов и 354 учителей начальных классов), исследо
ваны предпосылки функциональной и предметной грамотности у детей 6–7 лет (324 диалога), а также
функциональная и предметная грамотность у детей 7–10 лет (453 ответа).
Основными результатами исследования стали доминирующие модели: 1) интегрирован
ного развития функциональной и предметной грамотности; 2) параллельного развития той и дру
гой грамотности; 3) формирования предметной грамотности без интеграции с работой по разви
тию функциональной грамотности. Доказано, что наиболее эффективной моделью формирования
функциональной и предметной грамотности является модель, связанная с формированием только
предметной грамотности: эта модель обеспечивает развитие как предметной, так и функциональ
ной грамотности.
Выводы: результаты исследования говорят о том, что в дошкольных и школьных учреждениях
России еще мало вариативных моделей, способных противодействовать энтропии функциональной
и предметной грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать модели, технологии, дидактические средства формирования функциональной и предметн |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
энтропия |
ru_RU |
dc.subject |
функциональная
грамотность |
ru_RU |
dc.subject |
предметная грамотность |
ru_RU |
dc.subject |
стратегии |
ru_RU |
dc.subject |
модели негэнтропии |
ru_RU |
dc.subject |
дошкольное
образование |
ru_RU |
dc.subject |
начальное образование |
ru_RU |
dc.title |
Габдулхаков, В.Ф. (2024). Энтропия функциональной и предметной грамотности в условиях преемственности дошкольного и начального образования. // Современное дошкольное образование, 121 (1), 32–43. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-32-43 |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|