Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРЕЖИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВРЕМЕННЫХ МОДАЛЬНОСТЕЙ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2024
Языкрусский
  • Сабиров Тимур Наилевич, автор
  • Фахрутдинова Лилия Раифовна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Фахрутдинова, Л. Р. Особенности взаимосвязи интеллектуальных способностей личности и характеристик переживания учебной деятельности различных временных модальностей / Л. Р. Фахрутдинова, Т. Н. Сабиров // Мир науки. Педагогика и психология. — 2024. — Т 12. — №1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/83PSMN124.pdf (дата обращения: 26.04.2024).
    Аннотация Изучение категории переживания позволяет исследовать внутренний план учебного процесса студентов медицинских специальностей через характеристики переживания учебной деятельности. Усвоение учебного материала нами рассматривается через психологический механизм переживания впечатлений учебного процесса в иррационально-взаимодействующем единстве системного комплекса Переживание-Рефлексия. Нами исследуются значимые переживания, актуализируемые в пространственно-временном и информационном континууме переживания учебной деятельности с замедленным, обычным и убыстренным течением субъективного, психологического времени в процессе переживания учебной деятельности. Интеллектуальные способности личности являются важнейшей частью рефлексивных процессов. Рефлексивные процессы представляют собой часть психологического механизма «переработки» впечатлений в системном комплексе Переживание-Рефлексия. Цель исследования: изучить взаимосвязи интеллектуальных способностей личности и характеристик переживания учебной деятельности различных временных модальностей (замедление, обычное течение, убыстрение субъективного, психологического времени в процессе переживания). Результаты исследований показали, что в ситуации переживания с низким уровнем временных характеристик переживания (замедление субъективного времени) обнаружены обратные корреляционные связи характеристик переживания учебной деятельности и предметного мышления. Замедление психологического времени с тягостными, мучительными, деструктивными самоощущениями переживания учебной деятельности связано со снижением интеллектуальных способностей. При высоких (убыстрение времени) и средних значениях (обычное течение времени) корреляционные связи между характеристиками переживания учебной деятельности и интеллектуальных способностей не обнаружены. Переживание учебной деятельности с высокими (убыстрение психологического времени) и средними (обычное течение времени) показателями временной характеристики переживания может быть связано с проявлением других интеллектуальных механизмов усвоения учебного материала. Исследования на общей выборке показали наличие корреляционных взаимосвязей между пространственно-временными и информационными характеристиками переживания и интеллектуальными способностями студентов медицинских специальностей. Предметное и знаковое мышление показали высокую активность в усвоении знаний в процессе переживания учебной деятельности студентов медицинских специальностей. Исследования показали, в целом, слабую активизацию творческих способностей, символического структурного и образного мышления в усвоении медицинских знаний.
    Ключевые слова переживание, личность, интеллектуальные способности, учебная деятельность, психологическое время.
    Название журнала Мир науки. Педагогика и психология
    URL https://mir-nauki.com/83PSMN124.html
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=298907

    Полная запись метаданных