Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ВОВЛЕКАЮЩИЕ И КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАЛОГА В ДЕВИАНТНОЙ СРЕДЕ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2023
Языкрусский
  • Палеха Екатерина Сергеевна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Палеха Е.С. Вовлекающие и корректирующие возможности педагогического диалога в девиантной среде // ВЕСТНИК САМАРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА: Научно-практический журнал. – № 4 (55). – 2023. – С. 89-94.
    Аннотация Статья посвящена разработке новых аспектов такого важного для гуманитарных областей знания концепта, как диалог. Автор размышляет о новых функциях диалога, которые актуализируются в среде со смешанными учащимися (представителями нормы и не нормы, так называемой «группы риска», носителями признаков отклоняющегося поведения). Дается обзор определений термина «диалог», его специфического наполнения в разных областях знания – философии, психологии, лингвистике и литературоведении. Автор предлагает систематизировать подходы к интерпретации диалога. Теоретическая база исследования создавалась с опорой на системный, дискурсивный, нарративно-императивный и междисциплинарный подходы. В качестве методов исследования использовались общенаучные гуманитарные методы, а также глубинные психолого-педагогические интервью, контент-анализ, дискурс-анализ, анализ речевых стратегий и тактик, включенное наблюдение, интерпретация и моделирование. Автор отмечает, что исследование выполнено не в контексте коррекционной (специальной) педагогики, а в рамках общей и возрастной (позитивной) педагогики, которая может способствовать сглаживанию некоторых параметров девиации, снижению проявленности антисоциального поведения в учебной группе, повышению познавательного интереса у лиц, определяемых традиционно как «группа риска». Для этих целей предлагается использовать педагогический диалог как инструмент не только информирования учащегося и организации учебного процесса, но и воздействия на психо-эмоциональную, волевую и поведенческую сферы ученика / студента, частичной коррекции сложностей в обучении и социализации. Статья носит теоретический характер, однако принципы метода нового диалога внедряются в преподавательскую практику. Результаты эксперимента планируется осветить в одной из следующих работ автора.
    Ключевые слова девиантность, образовательная среда, функции диалога, коммуникация, корректирующая педагогика
    Название журнала ВЕСТНИК САМАРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА: Научно-практический журнал
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=301382
    Файлы ресурса 
    Название файла Размер (Мб) Формат  
    F_elibrary_54904203_82495705.pdf 6,21 pdf посмотреть / скачать

    Полная запись метаданных