Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
МЕТОДЫ ПСИХОРЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЦ С ПРИЗНАКАМИ ДЕВИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2023
Языкрусский
  • Палеха Екатерина Сергеевна, автор
  • Калимуллина Ольга Анатольевна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Палеха Е.С., Калимуллина О.А. Методы психоречевой диагностики лиц с признаками девиации в образовательной среде // ВЕСТНИК САМАРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА: Научно-практический журнал. – № 4 (55). – 2023. – С. 113-121.
    Аннотация Актуальность исследования обусловлена необходимостью дать эмпирическое обоснование валидности методик психоречевой диагностики девиантности в образовательной среде и повысить психологическую, социальную и информационно-коммуникативную безопасность личности учащегося. В статье дается обзор работы по комплексной программе диагностики признаков девиантности среди учащихся старших классов школ, средне-профессиональных и высших профессиональных учреждений (младшие курсы). Авторы предлагают трехэтапное исследование, которое включает комплекс профессиональных психологических инструментов диагностики учащихся группы риска (первый этап), психолого-педагогическое наблюдение и педагогические опросы их ближайшего окружения (второй этап), авторские психоречевые методики диагностики (третий этап). Авторские методики проходят этап апробации, однако уже установлено, что результаты, полученные по ним, в полной мере соотносятся с результатами первых двух этапов. При этом методики быстро реализуемы, не требуют обширной психологической подготовки и могут быть использованы педагогами, а также преодолевают барьер защиты учащихся от исследования. Исследование выполнено в рамках междисциплинарного, когнитивного, дискурсивного, нарративно-императивного и полипарадигмального подхода. Методами исследования стали глубинные психолого-педагогические и информационные интервью, фрэйм-анализ, тестирование, анкетирование, контент-анализ, интент-анализ, проективный метод, также использовались элементы участвующего наблюдения, комплексный глубинный текстовый анализ, интерпретация, моделирование, обобщение, систематизация и другие общенаучные методы. Предпринята попытка анализировать когнитивно-личностные и психолого-социальные явления через уровень языковых трансформаций(синергия гуманитарного знания).
    Ключевые слова ДЕВИАНТНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, ДЕРАДИКАЛИЗАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
    Название журнала Вестник самарского юридического института
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=301383
    Файлы ресурса 
    Название файла Размер (Мб) Формат  
    elibrary_54904207_48249947.pdf 9,68 pdf посмотреть / скачать

    Полная запись метаданных