Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМОИЗМЕНЕНИЙ ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШЕЙ В ПРЕДОТКАЗНЫЙ ПЕРИОД РАБОТЫ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2023
Языкрусский
  • Барыльникова Елена Петровна, автор
  • Калимуллин Руслан Флюрович, автор
  • Кулаков Александр Тихонович, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Кулаков А.Т. Исследование процесса формоизменений шатунных вкладышей в предотказный период работы транспортно-технологических машин и оборудования / А. Т. Кулаков, О. А. Кулаков, Р. Ф. Калимуллин, Е. П. Барыльникова // Тракторы и сельхозмашины. – 2023. – Т. 90, № 5. – С. 469-476.
    Аннотация Обоснование. При эксплуатации транспортно-технологических машин и оборудования наиболее частым отказом является проворачивание шатунных вкладышей коленчатого вала. В предшествующих исследованиях по трактор-ным, тепловозным и автомобильным дизелям недостаточно раскрыта физическая сущность и механизм проворачи-вания вкладышей. Цель работы — исследование напряженного и деформированного состояния стальной основы шатунных вклады-шей коленчатого вала в качестве исходных и развивающихся факторов процесса, приводящего к отказу.Материалы и методы. Настоящие исследования базируются на анализе многочисленных работ, посвященных изучению причин проворачивания шатунных вкладышей различных ДВС. В качестве основных материалов исполь-зованы методики и результаты, полученные коллективом авторов настоящей статьи, по эксплуатационным и стен-довым исследованиям напряженного состояния и формоизменения шатунных вкладышей двигателей КАМАЗ-740 (8Ч 12/12). Результаты. Выявлен механизм изменения напряженного состояния и, как следствие, геометрических параметров стальной основы, сопровождающийся формоизменением шатунных вкладышей двигателей КАМАЗ-740. Исследо-ваниями установлено, что возникновение отказа не является внезапным. Процесс протекает по определенной зако-номерности в три этапа. Первый этап характеризуется появлением деформации вкладыша по причине избыточного напряженного состояния. Второй этап обусловлен развитием полученных деформаций до критических значений. На третьем этапе — происходит проворачивание шатунного вкладыша из-за полученных деформаций и нарушений условий гидродинамики подшипника. Основным результатом является обоснование требований и условий по обе-спечению стабильности параметров и формы вкладышей при длительной работе двигателя. Заключение. Знание процесса, приводящего к формоизменению шатунных вкладышей подшипников коленчатого вала, позволяет разрабатывать конструкторско-технологические решения и рекомендации по исключению отказов путем оптимизации параметров вкладышей
    Ключевые слова транспортно технологические машины и оборудование; подшипники коленчатого вала; техническое состояние; шатунные вкладыши; напряженное состояние; формоизменение; выступание; распрямление; прогиб; зазор
    Название журнала Тракторы и сельхозмашины
    URL https://journals.eco-vector.com/0321-4443/article/view/462805/140777/ru_RU
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=301673

    Полная запись метаданных