Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2024 |
Язык | русский |
|
Гатиятуллина Галия Маратовна, автор
Гафиятова Эльзара Василовна, автор
Данилов Андрей Владимирович, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Гатиятуллина, Г. М. Динамика уровня сложности как функция морфологических параметров текста на русском языке / Г. М. Гатиятуллина, Э. В. Гафиятова, А.В. Данилов // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. - 2024. - Т. 10. - № 3. - C. 70-90. (ядро РИНЦ, Скопус)
DOI: 10.18413/2313-8912-2024-10-3-0-4 |
Аннотация |
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ЛИНГВИСТИКИ RESEARCH RESULT. THEORETICAL AND APPLIED LINGUISTICS |
Ключевые слова |
Учебные тексты; Читабельность; Русский язык; Учебник;
Морфологические параметры; Номинализация |
Название журнала |
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ЛИНГВИСТИКИ RESEARCH RESULT. THEORETICAL AND APPLIED LINGUISTICS
|
URL |
https://rrlinguistics.ru/media/linguistics/2024/3/%D0%92%D0%A2%D0%B8%D0%9F%D0%9B_2024_3_70-90.pdf |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=304973 |
Файлы ресурса | |
|
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Гатиятуллина Галия Маратовна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Гафиятова Эльзара Василовна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Данилов Андрей Владимирович |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2024 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Гатиятуллина, Г. М. Динамика уровня сложности как функция морфологических параметров текста на русском языке / Г. М. Гатиятуллина, Э. В. Гафиятова, А.В. Данилов // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. - 2024. - Т. 10. - № 3. - C. 70-90. (ядро РИНЦ, Скопус)
DOI: 10.18413/2313-8912-2024-10-3-0-4 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=304973 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ЛИНГВИСТИКИ RESEARCH RESULT. THEORETICAL AND APPLIED LINGUISTICS |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Представленное исследование нацелено на (1) выявление
предикторов морфологической сложности и (2) идентификацию маркеров,
дифференцирующих предметные области учебного текста на русском языке.
Общий объем корпуса, включающий двадцать учебников по биологии и обществознанию трех уровней сложности, соответствующих 6 – 7, 8 – 9, 10 – 11 классам общеобразовательной российской школы, составил 941963 словоформы. Лингвистическая сложность текстов рассчитывалась при помощи модифицированной для русского языка формулы читабельности Флеша–
Кинкейда, а взаимозависимость параметров оценивалась на основе корреляционного анализа с использованием программы STATISTICA. Расчеты значений лингвистических параметров, включающих дистрибуцию имени
существительного, прилагательного, глагола, а также индекс читабельности,
производились при помощи текстового профайлера для русского языка RuLingva (rulex.kpfu.ru/), а метрики частотности девербативов и деадъективов имен
существительных были выделены авторами исследования вручную.
Дистрибутивный анализ частотности метрик субстантивации производился с
нормализацией текста на 10000 словоупотреблений. Последовательное контрастирование индекса читабельности указанных текстов с метриками
«дистрибуция имени существительных», «лексическая плотность»,
«девербация», «деадъективация» продемонстрировало их линейную
взаимозависимость. Читабельность изучаемых текстов находится в обратно пропорциональной зависимости от дистрибуции глагола. Морфологический
анализ подтвердил высокий уровень номинативности текстов и стабильный рост
субстантивов, объективируемый в увеличении доли суффиксов девербации и
деадъективации от 6 к 11 классу. Метрики лексической плотности, дистрибуции имени прилагательного и отдельных суффиксов субстантивов также выступают в
качестве дискриминант, дифференцирующих учебные тексты по биологии и
обществознанию указанных уровней сложности. Результаты исследования будут
полезны специалистам в области текстовой аналитики, компьютерной лингвистики, жанроведения, а также разработчикам тестов и авторам учебно
методических материалов. Перспектива исследования видится в изучении долей
сложных терминов-лексем, образованных от латинских и греческих корней, в
учебных текстах. Предполагается, что данный параметр имеет потенциал
выступать в качестве предиктора лингвистической сложности и дискриминанта предметной области. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
|
ru_RU |
dc.title |
Динамика уровня сложности как функция морфологических параметров текста на русском языке |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|