Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИММЕРСИВНЫХ ВИРТУАЛЬНЫХ СРЕД ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2024
Языкрусский
  • Болтушкин Антон Александрович, автор
  • Гузельбаева Гузель Яхиевна, автор
  • Кугуракова Влада Владимировна, автор
  • Садретдинова Эльвира Азгамовна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Кугуракова В.В., Гузельбаева Г.Я., Садретдинова Э.А., Болтушкин А.А. Использование иммерсивных виртуальных сред для обучения и социализации детей с расстройством аутистического спектра // Казанский медицинский журнал. - 2024. - Т. 105. - №5. - C. 782-796. doi: 10.17816/KMJ593044
    Аннотация Исследовательский интерес авторов статьи направлен на развитие детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра и возможности технологий виртуальной реальности для обучения и развития детей в игровой среде. Сделан обзор статей, опубликованных в рецензируемых журналах и размещённых в базе данных Scopus и поисковой системе по научным публикациям Google Scholar за последние 10 лет. Цель обзора — выявление международного исследовательского опыта относительно влияния виртуальных сред и аппаратного обеспечения на детей с расстройством аутистического спектра, их потенциальной эффективности, рекомендуемых условий и ограничений применения виртуальной реальности для социальной адаптации, развития коммуникативных, когнитивных и мотивационных навыков. Проанализированные в обзоре статьи сконцентрированы на изучении следующих вопросов: возможности и результаты применения разных типов технологий виртуальной реальности для развития у детей с аутизмом различных навыков и способностей; использование виртуальной реальности для работы с проблемами и рисками; а также особенности, ограничения и безопасность использования гарнитур для виртуальной реальности детьми с расстройством аутистического спектра. Рекомендовано использование иммерсивной виртуальной среды для детей с аутизмом при следующих условиях: присутствие близких и доверенных людей (воспитателей или родителей), наличие реальных игровых объектов для переключения детей после выхода из виртуальной среды и отвлечения внимания от возможных негативных эффектов использования гаджетов, продолжение общения с ребёнком после сеанса виртуальной реальности в обычном физическом пространстве для практики обучаемого навыка, конкретные временные пределы пребывания в виртуальной среде и др. Сделан вывод о том, что результаты применения технологий виртуальной реальности остаются противоречивыми, однако валидные данные научных исследований позволяют утверждать, что использование иммерсивных виртуальных сред приемлемо, может быть эффективным для обучения детей с расстройством аутистического спектра и при соблюдении определённых условий адекватно ими воспринимается.
    Ключевые слова расстройство аутистического спектра, аутизм, технологии виртуальной реальности, видеоигры, развитие ребёнка, пространственное обучение
    Название журнала Казанский медицинский журнал
    URL https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/593044
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=305221

    Полная запись метаданных