Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2024 |
Язык | русский |
|
Булина Евгения Николаевна, автор
Солнышкина Марина Ивановна, автор
|
|
Эбзеева Юлия Николаевна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Булина Е.Н., Солнышкина М.И., Эбзеева Ю.Н. Учебник русского языка как проводник перемен: от СССР до нового века // Русистика. 2024. Т. 22. No 4. С. 540–554. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-4-540-554 |
Аннотация |
Актуальность изучения лингвистических параметров текста учебни-ка русского языка как отдельного жанра определяется, с одной стороны, отсутствием врусистике четких лингвистических критериев эталонного учебника, а с другой сторо-ны, усилившейся в связи с пересмотром ФГОС критикой языка учебника. Цель иссле-дования — выявить сходства и различия двух коллекций учебников по русскому языку для 5 класса,опубликованных в 1935–1974 гг. и 2012–2015 гг. Последовательное описание, анализ их структуры, состава и языка с применением методов корпусной лингвистики, текстовой аналитики и автоматического профилирования при помощи анализатора RuLingva подтвердило гипотезу о том, что, репрезентируя единый жанр, учебники по русскому языку двух исторических эпох имеют ряд лингвистических различий. Доказано, что общий для всех учебников состав, включающий тексты по теории лингвистики, тексты инструкций и заданий, а также художественные и познавательные тексты упражнений, значительно различается по объему и коммуни-кативным стратегиям. Структурная изоморфность учебников, эксплицируемая в после-довательном размещении теории и упражнений, отсутствует только в учебнике Шапиро 1935 г., в котором правила размещены в специальной главе отдельно от упражнений. Наибольшие различия выявлены в директивах заданий: их общий объем в современных учебниках вырос в 2,5 раза, а содержащиеся в них мотивационные вопросы реализуют тенденцию к диалогичности. Директивы учебников прошлого имеют традиционную форму побуждения, объективируемую прямым глагольным императивом. Современные учебники используют больше иллюстративных источников за счет включения научных текстов гуманитарной и естественно-научной предметных областей, а также художе-ственной литературы рубежа веков. Типографика учебников XXI в. значительно более многообразнаи способствует лучшему восприятию текста. В выявлении содержатель-ных предпочтений авторов учебных текстов двух изучаемых эпох видится перспектива исследования, осуществление которой предполагаетсистемную параметризацию лексики изучаемых учебников, а также их лексико-синтаксический и дискурсивный анализ. |
Ключевые слова |
учебник по русскому языку, лингвистические параметры, структура учебника, типографика учебного издания, источники, коммуникативные тактики, диалогичность, императив |
Название журнала |
Русистика
|
URL |
http://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-4-540-554 |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=310370 |
Полная запись метаданных  |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Булина Евгения Николаевна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Солнышкина Марина Ивановна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Эбзеева Юлия Николаевна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2024 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Булина Е.Н., Солнышкина М.И., Эбзеева Ю.Н. Учебник русского языка как проводник перемен: от СССР до нового века // Русистика. 2024. Т. 22. No 4. С. 540–554. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-4-540-554 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=310370 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Русистика |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Актуальность изучения лингвистических параметров текста учебни-ка русского языка как отдельного жанра определяется, с одной стороны, отсутствием врусистике четких лингвистических критериев эталонного учебника, а с другой сторо-ны, усилившейся в связи с пересмотром ФГОС критикой языка учебника. Цель иссле-дования — выявить сходства и различия двух коллекций учебников по русскому языку для 5 класса,опубликованных в 1935–1974 гг. и 2012–2015 гг. Последовательное описание, анализ их структуры, состава и языка с применением методов корпусной лингвистики, текстовой аналитики и автоматического профилирования при помощи анализатора RuLingva подтвердило гипотезу о том, что, репрезентируя единый жанр, учебники по русскому языку двух исторических эпох имеют ряд лингвистических различий. Доказано, что общий для всех учебников состав, включающий тексты по теории лингвистики, тексты инструкций и заданий, а также художественные и познавательные тексты упражнений, значительно различается по объему и коммуни-кативным стратегиям. Структурная изоморфность учебников, эксплицируемая в после-довательном размещении теории и упражнений, отсутствует только в учебнике Шапиро 1935 г., в котором правила размещены в специальной главе отдельно от упражнений. Наибольшие различия выявлены в директивах заданий: их общий объем в современных учебниках вырос в 2,5 раза, а содержащиеся в них мотивационные вопросы реализуют тенденцию к диалогичности. Директивы учебников прошлого имеют традиционную форму побуждения, объективируемую прямым глагольным императивом. Современные учебники используют больше иллюстративных источников за счет включения научных текстов гуманитарной и естественно-научной предметных областей, а также художе-ственной литературы рубежа веков. Типографика учебников XXI в. значительно более многообразнаи способствует лучшему восприятию текста. В выявлении содержатель-ных предпочтений авторов учебных текстов двух изучаемых эпох видится перспектива исследования, осуществление которой предполагаетсистемную параметризацию лексики изучаемых учебников, а также их лексико-синтаксический и дискурсивный анализ. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
учебник по русскому языку |
ru_RU |
dc.subject |
лингвистические параметры |
ru_RU |
dc.subject |
структура учебника |
ru_RU |
dc.subject |
типографика учебного издания |
ru_RU |
dc.subject |
источники |
ru_RU |
dc.subject |
коммуникативные тактики |
ru_RU |
dc.subject |
диалогичность |
ru_RU |
dc.subject |
императив |
ru_RU |
dc.title |
Учебник русского языка как проводник перемен: от СССР до нового века |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|