Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ПРОВОДНИК ПЕРЕМЕН: ОТ СССР ДО НОВОГО ВЕКА
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2024
Языкрусский
  • Булина Евгения Николаевна, автор
  • Солнышкина Марина Ивановна, автор
  • Эбзеева Юлия Николаевна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Булина Е.Н., Солнышкина М.И., Эбзеева Ю.Н. Учебник русского языка как проводник перемен: от СССР до нового века // Русистика. 2024. Т. 22. No 4. С. 540–554. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-4-540-554
    Аннотация Актуальность изучения лингвистических параметров текста учебни-ка русского языка как отдельного жанра определяется, с одной стороны, отсутствием врусистике четких лингвистических критериев эталонного учебника, а с другой сторо-ны, усилившейся в связи с пересмотром ФГОС критикой языка учебника. Цель иссле-дования — выявить сходства и различия двух коллекций учебников по русскому языку для 5 класса,опубликованных в 1935–1974 гг. и 2012–2015 гг. Последовательное описание, анализ их структуры, состава и языка с применением методов корпусной лингвистики, текстовой аналитики и автоматического профилирования при помощи анализатора RuLingva подтвердило гипотезу о том, что, репрезентируя единый жанр, учебники по русскому языку двух исторических эпох имеют ряд лингвистических различий. Доказано, что общий для всех учебников состав, включающий тексты по теории лингвистики, тексты инструкций и заданий, а также художественные и познавательные тексты упражнений, значительно различается по объему и коммуни-кативным стратегиям. Структурная изоморфность учебников, эксплицируемая в после-довательном размещении теории и упражнений, отсутствует только в учебнике Шапиро 1935 г., в котором правила размещены в специальной главе отдельно от упражнений. Наибольшие различия выявлены в директивах заданий: их общий объем в современных учебниках вырос в 2,5 раза, а содержащиеся в них мотивационные вопросы реализуют тенденцию к диалогичности. Директивы учебников прошлого имеют традиционную форму побуждения, объективируемую прямым глагольным императивом. Современные учебники используют больше иллюстративных источников за счет включения научных текстов гуманитарной и естественно-научной предметных областей, а также художе-ственной литературы рубежа веков. Типографика учебников XXI в. значительно более многообразнаи способствует лучшему восприятию текста. В выявлении содержатель-ных предпочтений авторов учебных текстов двух изучаемых эпох видится перспектива исследования, осуществление которой предполагаетсистемную параметризацию лексики изучаемых учебников, а также их лексико-синтаксический и дискурсивный анализ.
    Ключевые слова учебник по русскому языку, лингвистические параметры, структура учебника, типографика учебного издания, источники, коммуникативные тактики, диалогичность, императив
    Название журнала Русистика
    URL http://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-4-540-554
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=310370

    Полная запись метаданных