Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ПРЕДИКАТИВНАЯ СИЛА ЛЕКСИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ: ОЦЕНКА СЛОЖНОСТИ ТЕКСТА В УЧЕБНИКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5–7 КЛАССОВ1
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2024
Языкрусский
  • Андреева Мария Игоревна, автор
  • Замалетдинов Радиф Рифкатович, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Андреева М.И., Замалетдинов Р.Р., Борисова А.С. Предикативная сила лексических параметров: оценка сложности текста в учебниках по русскому языку для 5–7 классов // Русистика. 2024. Т. 22. № 4. С. 518–539. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-4-518-539
    Аннотация Рассмотрена оценка влияния лексических параметров на сложность текста и реализована на материале специализированного лингвистического кор пуса, в состав которого вошли тексты 15 действующих учебников по русскому языку для 5–7 классов общим объемом 811911 слов. Исследование нацелено на определение объема и динамики изменения лексического состава учебников для 5–7 классов современных линеек учебников по русскому языку. Алгоритм исследования: (а) выявление объема и состава лексики в текстах учебников; (б) оценка доли лингвистических терминов в их составе; (в) идентификация предикторов сложности, т.е. параметров, демонстрирующих статистически значимую корреляцию с читабельностью. Осуществлению аналитической части исследования предшествовали метаописание корпуса, его токенизация, лемматизация, сегментирование на отрывки приблизительно по 1000 слов. Рас четы параметров текста производились при помощи текстового профайлера RuLingva, оценка силы корреляционных зависимостей выполнялась при помощи программы STATISTIKA. Для достоверности результатов исследования анализ влияния лексических параметров на читабельность текста проведен на двух уровнях: учебники (рассчи тывались средние показатели по 15 учебникам 5–7 классов), 1000-словные сегменты текста. Выявлен несколько сниженный (в среднем на 1.0–1.5. уровней) от ожидаемого индекс читабельности изученных текстов, который может служить характеристикой текста учебника по русскому языку как жанра и свидетельствует об эклектичности учебного текста, включающего фрагменты научного стиля (правила), художественного (упражнения) и делового (инструкции и задания к упражнениям). Установлено, что доля терминов не превышает 2 % в словарном составе учебников, но их доля в тексте поднимается до 13 %. Доказано, что предиктивной силой роста сложности текста обладают индексы «лексической плотности», связности (локальный и глобальный повторы существительного и аргумента), «дескриптивность» (отношение прилагательных к существительным), «нарративность» (отношение глаголов к существительным), а также доля имен существительных в родительном падеже. Перспектива исследования видится в изучении роли глаголов и местоимений в текстах учебников по русскому языку как предикторов сложности
    Ключевые слова учебный текст, корпус языка, сложность учебного текста, частотная лексика, лингвистическая терминология, лексическая плотность, связность
    Название журнала Русистика
    URL https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/index/index/ru_RU
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=310609

    Полная запись метаданных