Форма представления | Статьи в зарубежных журналах и сборниках |
Год публикации | 2024 |
Язык | русский |
|
Каюмова Альбина Рамилевна, автор
Садыкова Гульнара Василевна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Sadykova G.V, Kayumova A.R., Artificial intelligence technologies in the Russian educational context: educators' views [Садыкова Г. В., Каюмова А. Р. Технологии искусственного интеллекта в российском образовательном
пространстве: взгляд педагогов] //Perspektivy Nauki i Obrazovania. - 2024. - Vol.72, Is.6. - P.720-732. |
Аннотация |
Введение. Искусственные интеллектуальные системы потенциально способны качественно изменить как методы обучения, так и систему управления образовательным процессом. Вместе с тем, встает вопрос готовности педагогического сообщества к осознанному и эффективному внедрению технологий искусственного интеллекта (ИИ) в дидактику образовательного процесса. Цель исследования – изучить степень осведомленности педагогов о современных технологиях искусственного интеллекта, понять отношение к ним и выявить уровень освоения этих технологий.
Материалы и методы. В анкетировании приняло участие 132 респондента, включая преподавателей гуманитарных специальностей вуза (13%), педагогов школ (15%) и дошкольных образовательных организаций (72%). По материалам опроса был проведен контент-анализ ответов на открытые вопросы и количественный анализ ответов на закрытые вопросы. Кроме того, для выявления наличия связи между возрастной категорией и уровнем компетентности в области ИИ был использован критерий независимости χ2-Пирсона.
Результаты исследования. Исследование свидетельствует о том, что большинство респондентов не имеет четкого понимания концепта «искусственный интеллект» и не обладает компетенциями и опытом, достаточными для эффективного внедрения ИИ в образовательный процесс, что особенно характерно для респондентов старше 40 лет. Искусственный интеллект представляется как нечто интересное, перспективное и полезное, хотя сложное и требующее решения вопросов, касающихся когнитивного и эмоционального воздействия на обучающихся. Лишь 11% респондентов оценивают свой уровень компетентности как высокий, в то время как большинство считают его средним (56%), ниже среднего (19%) или низким (14%). Статистический анализ показал наличие значимой зависимости между возрастом респондентов и уровнем компетентности (χ2=8,852 > 7,815; p<0.05). Молодое поколение (20-40 лет) чаще, чем старшее поколение (41-60 лет), оценивает свой уровень компетентности в области ИИ как высокий. Исследование свидетельствует о том, что использование ИИ в педагогической практике носит несистемный и зачастую экспериментальный характер в силу отсутствия знаний и практических навыков, что обусловлено как новизной самих технологий ИИ, так и недостатком научно обоснованных и апробированных моделей их внедрения. |
Ключевые слова |
искусственный интеллект, трансформация образования, профессиональные компетенции педагога |
Название журнала |
Perspektivy Nauki i Obrazovania
|
URL |
https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85216281553&doi=10.32744%2fpse.2024.6.45&partnerID=40&md5=c662a9c642afc528a0b1cdbd142522c8 |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=311343 |
Полная запись метаданных  |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Каюмова Альбина Рамилевна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Садыкова Гульнара Василевна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2024 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Sadykova G.V, Kayumova A.R., Artificial intelligence technologies in the Russian educational context: educators' views [Садыкова Г. В., Каюмова А. Р. Технологии искусственного интеллекта в российском образовательном
пространстве: взгляд педагогов] //Perspektivy Nauki i Obrazovania. - 2024. - Vol.72, Is.6. - P.720-732. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=311343 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Perspektivy Nauki i Obrazovania |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Введение. Искусственные интеллектуальные системы потенциально способны качественно изменить как методы обучения, так и систему управления образовательным процессом. Вместе с тем, встает вопрос готовности педагогического сообщества к осознанному и эффективному внедрению технологий искусственного интеллекта (ИИ) в дидактику образовательного процесса. Цель исследования – изучить степень осведомленности педагогов о современных технологиях искусственного интеллекта, понять отношение к ним и выявить уровень освоения этих технологий.
Материалы и методы. В анкетировании приняло участие 132 респондента, включая преподавателей гуманитарных специальностей вуза (13%), педагогов школ (15%) и дошкольных образовательных организаций (72%). По материалам опроса был проведен контент-анализ ответов на открытые вопросы и количественный анализ ответов на закрытые вопросы. Кроме того, для выявления наличия связи между возрастной категорией и уровнем компетентности в области ИИ был использован критерий независимости χ2-Пирсона.
Результаты исследования. Исследование свидетельствует о том, что большинство респондентов не имеет четкого понимания концепта «искусственный интеллект» и не обладает компетенциями и опытом, достаточными для эффективного внедрения ИИ в образовательный процесс, что особенно характерно для респондентов старше 40 лет. Искусственный интеллект представляется как нечто интересное, перспективное и полезное, хотя сложное и требующее решения вопросов, касающихся когнитивного и эмоционального воздействия на обучающихся. Лишь 11% респондентов оценивают свой уровень компетентности как высокий, в то время как большинство считают его средним (56%), ниже среднего (19%) или низким (14%). Статистический анализ показал наличие значимой зависимости между возрастом респондентов и уровнем компетентности (χ2=8,852 > 7,815; p<0.05). Молодое поколение (20-40 лет) чаще, чем старшее поколение (41-60 лет), оценивает свой уровень компетентности в области ИИ как высокий. Исследование свидетельствует о том, что использование ИИ в педагогической практике носит несистемный и зачастую экспериментальный характер в силу отсутствия знаний и практических навыков, что обусловлено как новизной самих технологий ИИ, так и недостатком научно обоснованных и апробированных моделей их внедрения. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
искусственный интеллект |
ru_RU |
dc.subject |
трансформация образования |
ru_RU |
dc.subject |
профессиональные компетенции педагога |
ru_RU |
dc.title |
Технологии искусственного интеллекта в российском образовательном пространстве: взгляд педагогов |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в зарубежных журналах и сборниках |
ru_RU |
|