Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
МОДЕРНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ ПРОТИВ МОДЕРНА: КРИТИКА ПРОГРЕССА В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. (СЛУЧАЙ АРХИЕПИСКОПА НИКАНОРА [БРОВКОВИЧА] И К. Н. ЛЕОНТЬЕВА)
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2017
Языкрусский
  • Solovev Artem Pavlovich, author
  • Bibliographic description in the original language Solovev A.P. Modernyy tradicionalizm protiv moderna: kritika progressa v Rossii vtoroy poloviny XIX v. (sluchay arkhiepiskopa Nikanora [Brovkovicha] i K. N. Leonteva) / A.P. Solovev // Sociologicheskoe obozrenie. - 2017. - № 2. - S. 253–274.
    Annotation Архиепископ Никанор (Бровкович) (1826–1890) и Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) — представители русского консерватизма второй половины XIX века, чьи идеи часто рассматриваются как тождественные. Их воззрения можно отнести к культуркритическому направлению традиционалистского типа, которое видит в модернизационных процессах угрозу для существования естественной среды обитания человека и самого человека. Аргументами против прогресса у этих мыслителей являются утверждения о том, что модернизация гомогенизирует культуру и разрушает традиционные ценности. Для выявления различий между воззрениями архиепископа Никанора и Леонтьева автор обращается к теории «компенсации» И. Риттера, Г. Люббе и О. Маркварда, по которой модерн вырабатывает способы компенсации собственной рациональной гомогенности. Среди этих способов — интерес к иррациональному и уникальному, к индивидуальной «истории происхождения», к традиции. Таким образом, и сама культуркритика оказывается способом компенсации унифицирующих последствий модернизации. Леонтьев обращается к «византизму» как традиционному типу культуры для противопоставления его модерну, а архиепископ Никанор — к идеалу личностной православной святости. Это вскрывает некоторое различие между ними, несмотря на то что их традиционализм оказывается одинаково модерным, выполняя функцию компенсации. Но если Леонтьев проектирует способы разрушения модерна, связывая это с прогнозируемой им в рамках политического авангарда победой социализма, приводящего к новому феодализму, то архиепископ Никанор считает прогресс неизбежным, предлагая компенсировать его негативные последствия обращением к иррациональным и уникальным аспектам традиционной религиозности.
    Keywords Никанор (Бровкович), Леонтьев, культуркритика, модерн, компенсация, авангард, традиционализм
    The name of the journal Социологическое обозрение
    URL https://sociologica.hse.ru/data/2017/06/30/1171216956/SocOboz_16_2_253-274_Soloviev.pdf
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=197761&p_lang=2

    Full metadata record