Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО МАСШТАБА: ВЫСТАВКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА В ГЕРМАНИИ 1926 И 1929 ГГ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2020
Языкрусский
  • Sychenkova Lidiya Alekseevna, author
  • Bibliographic description in the original language Sychenkova L. A. Kulturnoe sobytie evropeyskogo masshtaba: vystavki drevnerusskogo iskusstva v Germanii 1926 i 1929 gg. / L .A. Sychenkova / // Voprosy muzeologii The Problems of Museology. – 2019. – 10 (2). – S. 172– 186.
    Annotation В статье рассматривается история выставок древнерусского искусства 1926–1929 гг. в Германии. Переосмысление истории триумфального успеха выставок проведено на основе анализа публикаций и писем участников и организаторов выставок. Переосмысление мемуарного и эпистолярного наследия Федора Шмита и Игоря Грабаря позволяет выявить неочевидные подтексты масштабных культурных проектов 1920-х гг. В статье показан вклад Ф.И.Шмита и возглавляемого им Государственного института истории искусств в организацию и проведение первой выставки 1926 г. в Германии. Рассматривается отношение русского немца Ф.Шмита к немецкой науке и культуре. Автор склоняется к версии, согласно которой выставка стала трагическим рубежом как в биографии ученого, так и в судьбе института. По мнению автора, между выставками 1926 и 1929 гг. существует генетическая связь и по тематике, и по составу участников. История выставки русских икон 1929 г. в интерпретации И.Э.Грабаря раскрывает отнюдь не однозначный образ ученого: не только талантливого искусствоведа, организатора реставрационного дела, но и функционера, сумевшего удачно вписаться в советскую систему. Для советских музейщиков выставки древнерусского искусства 1926 и 1929 гг. в Германии стали первыми шагами на пути приобретения опыта музейного маркетинга за рубежом. Уточняя круг и роль организаторов с российской и германской сторон, детали проекта, автор приходит к выводу, что выставки, несмотря на коммерческую составляющую, выполнили важную научно-просветительскую миссию, впервые масшабно представив за рубежом панораму многовекового развития русского искусства. Автор выдвигает предложение о необходимости привлечения широкого корпуса источников с немецкой стороны для изучения нового аспекта данной темы.
    Keywords выставки древнерусского искусства 1926?1929 гг., Ф. Шмит, И. Грабарь, техника копирования, опыт музейного маркетинга, музейный мир России и Германии.
    The name of the journal Вопросы музеологии The Problems of Museology
    URL https://voprosi-muzeologii.spbu.ru/images/pdf-archives/2019-vm-v2.pdf
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=228592&p_lang=2

    Full metadata record