Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2020
Языкрусский
  • Artemeva Tatyana Vasilevna, author
  • Akhmetzyanova Anna Ivanovna, author
  • Bibliographic description in the original language Akhmetzyanova A.I. Vzaimosvyaz prognozirovaniya i pozitivnoy socializacii detey s narusheniyami v razvitii/A.I.Akhmetzyanova, T.V.Artemeva // Psikhologicheskie issledovaniya. - 2020. - T. 13, № 69. - S. 1-16. - http://psystudy.ru.
    Annotation Проблема социализации активно изучается в гуманитарных науках, однако анализ исследований показывает отсутствие единого представления о механизмах, условиях и факторах развития позитивной социализации в условиях дизонтогенеза. Недостаточно изучена способность детей дошкольного возраста к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) в качестве ресурса их социализации. Целью исследования являлось изучение показателей социализации детей и их зависимость от способности к прогнозированию у детей с нарушениями речи, с нарушениями слуха, зрения, двигательными нарушениями и эмоциональными нарушениями. В исследовании приняли участие 438 детей в возрасте 5–7 лет с нарушениями в развитии и без нарушений в развитии, посещающие дошкольные образовательные учреждения России. Были использованы методики: «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» (А.М.Казьмин и др.), «Эмоциональные лица» (Н.Я.Семаго), «Методика соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации» (L.F.Bayanova, T.R.Mustafin), комплекс методик для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (Н.Е.Веракса), «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л.Подобед), наблюдение за ребенком в организованной и свободной деятельности (методика А.Г.Самохваловой). Выявлены трудности социальной адаптации, получения социального опыта и усвоения правил в нормативной ситуации у детей всех нозологических групп. Особенно высокие показатели по дезадаптивному поведению выявлены у детей с двигательными и эмоциональными нарушениями. Не способны осуществить прогноз дальнейших событий дети с эмоциональными нарушениями, чаще всего выбирающие нерациональные или случайные стратегии в прогнозировании. Эмпирическое исследование подтвердило наличие тесных корреляционных связей показателей прогнозирования с показателями методик, отражающих соответствие ребенка правилам социального поведения, а также с показателями коммуникативного взаимодействия ребенка в условиях свободной организованной деятельности и в режимных моментах во взаимодействии со взрослыми и со сверстниками. Полученные в исследовании данные могут быть использованы при адаптации и сопровождении детей с нарушениями в развитии в образовательных учреждениях.
    Keywords социализация, предвосхищение событий будущего, прогнозирование, дети, дошкольный возраст, нарушения в развитии.
    The name of the journal Психологические исследования (электронный журнал)
    On-line resource for training course http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/158345/Vak_Vzaimosvyaz_prognozirovaniya_i_pozitivnoj_socializacii_detej_s_narusheniyami_v_razvitii.pdf?sequence=1&isAllowed=y
    URL http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n69/1727-ahmetzyanova69.html
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=230408&p_lang=2
    Resource files 
    File name Size (MB) Format  
    Vak_Vzaimosvyaz_prognozirovaniya_i_pozitivnoj_socializacii_detej_s_narusheniyami_v_razvitii.pdf 0,51 pdf show / download

    Full metadata record