Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2020 |
Язык | русский |
|
Akhmetzyanova Anna Ivanovna, author
|
|
Khakimullina Rimma Rafailevna, author
|
Bibliographic description in the original language |
Akhmetzyanova A.I. Specifika prognozirovaniya u doshkolnikov s narusheniem slukha/A.I.Akhmetzyanova, R.R. Khakimullina/Vestnik moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. 2020 № 2. S. 158–176. |
Annotation |
В статье рассматривается проблема способности к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Немаловажное значение в социальной адаптации детей с нарушением слуха занимает способность предвосхищать результаты своего взаимодействия с окружающим социальным миром. Прогнозирование у дошкольников с нарушением слуха является довольно малоизученной темой. Встречаются исследования о каком-либо одном виде предвосхищения, например, эмоциональном. Исходя из анализа предыдущих исследований, значимым является подробное изучение особенностей структурно-функциональных характеристик прогностической способности детей с нарушением слуха в сравнении.
Цель исследования. Изучить способность к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.
Методики и выборка. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5-7 лет с нарушениями слуха и с сохранным слухом, посещающие дошкольные образовательные учреждения Республики Татарстан. Были использованы методики: «Угадайка» (Л.И.Переслени, В.Л.Подобед), авторская методика «Прогностические истории», разработанная преподавателями Казанского федерального университета.
Результаты. У детей с нарушением слуха выявлены неэффективные способы осуществления прогностической деятельности, нерациональные стратегии прогнозирования, трудности прогнозирования в определенных сферах отношений и видах деятельности, а также проблемы усвоения правил в нормативной ситуации.
Выводы. Эмпирическое исследование подтвердило значимость внешней регуляции в социальной жизни ребенка с нарушением слуха, благодаря которой способность к прогнозированию у детей проявляется более успешно в организованной деятельности, чем в свободной. Наиболее развитой сферой отношений у детей с нарушением слуха является сфера ребенок-родитель. В собственном прогнозе детям с нарушением слуха более свойственна пассивная позиция, в большинстве ситуаций в качестве субъектов будущих событий дети указывали на других участников ситуации, чаще взрослых
|
Keywords |
Прогнозирование, дошкольники с нарушением слуха |
The name of the journal |
Вестник Московского университета
|
On-line resource for training course |
http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/159407/W0S_VAK_VMU_Ser_14___2_2020.pdf?sequence=1&isAllowed=y
|
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=238926&p_lang=2 |
Resource files | |
|
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Akhmetzyanova Anna Ivanovna |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Khakimullina Rimma Rafailevna |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2020-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2020-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2020 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Ахметзянова А.И. Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха/А.И.Ахметзянова, Р.Р. Хакимуллина/Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2020 № 2. С. 158–176. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=238926&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Вестник Московского университета |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В статье рассматривается проблема способности к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Немаловажное значение в социальной адаптации детей с нарушением слуха занимает способность предвосхищать результаты своего взаимодействия с окружающим социальным миром. Прогнозирование у дошкольников с нарушением слуха является довольно малоизученной темой. Встречаются исследования о каком-либо одном виде предвосхищения, например, эмоциональном. Исходя из анализа предыдущих исследований, значимым является подробное изучение особенностей структурно-функциональных характеристик прогностической способности детей с нарушением слуха в сравнении.
Цель исследования. Изучить способность к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.
Методики и выборка. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5-7 лет с нарушениями слуха и с сохранным слухом, посещающие дошкольные образовательные учреждения Республики Татарстан. Были использованы методики: «Угадайка» (Л.И.Переслени, В.Л.Подобед), авторская методика «Прогностические истории», разработанная преподавателями Казанского федерального университета.
Результаты. У детей с нарушением слуха выявлены неэффективные способы осуществления прогностической деятельности, нерациональные стратегии прогнозирования, трудности прогнозирования в определенных сферах отношений и видах деятельности, а также проблемы усвоения правил в нормативной ситуации.
Выводы. Эмпирическое исследование подтвердило значимость внешней регуляции в социальной жизни ребенка с нарушением слуха, благодаря которой способность к прогнозированию у детей проявляется более успешно в организованной деятельности, чем в свободной. Наиболее развитой сферой отношений у детей с нарушением слуха является сфера ребенок-родитель. В собственном прогнозе детям с нарушением слуха более свойственна пассивная позиция, в большинстве ситуаций в качестве субъектов будущих событий дети указывали на других участников ситуации, чаще взрослых
|
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
Прогнозирование |
ru_RU |
dc.subject |
дошкольники с нарушением слуха |
ru_RU |
dc.title |
Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|