Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2020 |
Язык | английский |
|
Guzelbaeva Guzel Yakhievna, author
|
Bibliographic description in the original language |
Guzelbaeva G.Y, Mchedlova M.M., Kazan muslim communities at the beginning of the 21st century: Causes of the rise and fall of Islamic youth activism//Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomicheskie i Sotsial'nye Peremeny. - 2020. - Vol., Is.3. - P.247-268. |
Annotation |
Современность побуждает к переосмыслению традиционных интерпретаций общества и политики в контексте секулярной парадигмы. Многообразие форм возвращения религии в публичную сферу, пересечение институционального и неинституционального аспекта имплицируют возникновение новых социальных форм гражданской активности, фокусирующихся вокруг религиозных референтов. Нестационарность современности и трансформация понятных координат и правил инициирует у молодежи поиск жизненных стратегий, часть которых обращается к формам присутствия религии в современном обществе. Катализатором данных процессов в России выступило бурное «религиозное возрождение» конца ХХ – начала ХХI вв. Социологические исследования последнего десятилетия позволяют утверждать, что среди татарского населения, традиционно исповедовающего ислам, эти процессы в значительной степени затронули молодежь. Можно говорить о значительных темпах исламизации образованной молодежи в крупных городах и росте ее социальной активности. Примерами инициативных групп Казани являются объединения «Сознание» и «Алтын Урта», созданные студентами-мусульманами Казани в 2004-2012 гг. Глубинные интервью с их участниками, проведенные лично авторами в 2012-2013 и 2018-2019 гг., составляют основу данной статьи.
На пике религиозного возрождения эти объединения пересекли отведенную религии границу приватной сферы и стали осваивать публичное пространство, выстраивая свои стратегии в соответствии с исламскими представлениями. Созданные как инициативы снизу, объединяющие мусульман с активной жизненной позицией и прогрессивными взглядами, организации сконцентрировали свою активность на уровне гражданского общества, не вступая на территорию государственных институтов и политических процессов. Их деятельность осуществлялась на пересечении религиозной и социальной сфер, а жизненные стратегии их участников выстраивались на таких принципах как самоидентификация в качестве движения мейнстрима, которое имеет позитивный имидж и ассоциируется с трендовой тенденцией принадлежности к исламскому (глобальному) сообществу; амбициозное целеполагание, выходящее за узкогрупповые рамки; мобильность реакции на новые вызовы; отказ от иерархических патерналистских стратегий и тяготение к горизонтально-сетевым формам участия.
Наблюдающийся спад активности рассматриваемых организаций, их исключение из гражданского поля, сведение многообразной гражданской активности к узким направлениям поддержки татарской культуры и языка, потребностям семейной религиозной социализации обозначают проблемы более широкого плана. Они связаны со спецификой формата взаимоотношений между властью и обществом, между религией и обществом, уровнем социальной активности в России и эффективностью жизненных стратегий, включающих использование религиозного ресурса. |
Keywords |
религия, современность, деприватизация религии, молодежь, исламские сообщества, жизненные стратегии молодежи, гражданский активизм |
The name of the journal |
Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomicheskie i Sotsial'nye Peremeny
|
URL |
https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85091358738&doi=10.14515%2fmonitoring.2020.3.1617&partnerID=40&md5=a27806f6fe741db7dafadace0d67cdfc |
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=241909&p_lang=2 |
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Guzelbaeva Guzel Yakhievna |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2020-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2020-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2020 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Guzelbaeva G.Y, Mchedlova M.M., Kazan muslim communities at the beginning of the 21st century: Causes of the rise and fall of Islamic youth activism//Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomicheskie i Sotsial'nye Peremeny. - 2020. - Vol., Is.3. - P.247-268. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=241909&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomicheskie i Sotsial'nye Peremeny |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Современность побуждает к переосмыслению традиционных интерпретаций общества и политики в контексте секулярной парадигмы. Многообразие форм возвращения религии в публичную сферу, пересечение институционального и неинституционального аспекта имплицируют возникновение новых социальных форм гражданской активности, фокусирующихся вокруг религиозных референтов. Нестационарность современности и трансформация понятных координат и правил инициирует у молодежи поиск жизненных стратегий, часть которых обращается к формам присутствия религии в современном обществе. Катализатором данных процессов в России выступило бурное «религиозное возрождение» конца ХХ – начала ХХI вв. Социологические исследования последнего десятилетия позволяют утверждать, что среди татарского населения, традиционно исповедовающего ислам, эти процессы в значительной степени затронули молодежь. Можно говорить о значительных темпах исламизации образованной молодежи в крупных городах и росте ее социальной активности. Примерами инициативных групп Казани являются объединения «Сознание» и «Алтын Урта», созданные студентами-мусульманами Казани в 2004-2012 гг. Глубинные интервью с их участниками, проведенные лично авторами в 2012-2013 и 2018-2019 гг., составляют основу данной статьи.
На пике религиозного возрождения эти объединения пересекли отведенную религии границу приватной сферы и стали осваивать публичное пространство, выстраивая свои стратегии в соответствии с исламскими представлениями. Созданные как инициативы снизу, объединяющие мусульман с активной жизненной позицией и прогрессивными взглядами, организации сконцентрировали свою активность на уровне гражданского общества, не вступая на территорию государственных институтов и политических процессов. Их деятельность осуществлялась на пересечении религиозной и социальной сфер, а жизненные стратегии их участников выстраивались на таких принципах как самоидентификация в качестве движения мейнстрима, которое имеет позитивный имидж и ассоциируется с трендовой тенденцией принадлежности к исламскому (глобальному) сообществу; амбициозное целеполагание, выходящее за узкогрупповые рамки; мобильность реакции на новые вызовы; отказ от иерархических патерналистских стратегий и тяготение к горизонтально-сетевым формам участия.
Наблюдающийся спад активности рассматриваемых организаций, их исключение из гражданского поля, сведение многообразной гражданской активности к узким направлениям поддержки татарской культуры и языка, потребностям семейной религиозной социализации обозначают проблемы более широкого плана. Они связаны со спецификой формата взаимоотношений между властью и обществом, между религией и обществом, уровнем социальной активности в России и эффективностью жизненных стратегий, включающих использование религиозного ресурса. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
религия |
ru_RU |
dc.subject |
современность |
ru_RU |
dc.subject |
деприватизация религии |
ru_RU |
dc.subject |
молодежь |
ru_RU |
dc.subject |
исламские сообщества |
ru_RU |
dc.subject |
жизненные стратегии молодежи |
ru_RU |
dc.subject |
гражданский активизм |
ru_RU |
dc.title |
Kazan muslim communities at the beginning of the 21st century: Causes of the rise and fall of Islamic youth activism |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|