Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2021 |
Язык | русский |
|
Ermoshin Anton Vladimirovich, author
Nikolaeva Nataliya Gennadevna, author
|
Bibliographic description in the original language |
Nikolaeva N.G., Ermoshin A.V. Realii ellinisticheskogo mira v predstavleniyakh drevnerusskogo knizhnika (na materiale Kazanskogo Evangeliya XIV veka) // Kultura i civilizaciya. – 2021. – Tom 11, № 2A. – S. 209–217. |
Annotation |
В статье обсуждается вопрос о том, в какой степени сведения об эллинистическом мире, его культуре и истории, отраженные в евангельском тексте, претерпели метаморфозы в славянской книжной среде. Методом изучения является наблюдение над действительными и мнимыми ошибками копиистов, переписывающих Евангелие (в нашем случае – полный апракос XIV века из фондов Научной библиотеки Казанского федерального университета). Выдвигается гипотеза, что в сознании древнерусского книжника существовала некая мифологема эллинистического мира, культурного фона событий Нового Завета, которая реализовывалась в приемах адаптации неизвестных понятий в духе «народной этимологии». При этом многие заимствования, характерные для ранних редакций славянского евангельского текста, заменялись исконной лексикой. Делается вывод о том, что наибольшую сложность для древнерусского книжника представляли гебраизмы, бывшие варваризмами уже в грекоязычном Евангелии. Однако некоторые особенности греческой грамматики сохранялись и в древнерусских списках: они могут как затруднять восприятие текста, затрагивая ключевые понятия христианского дискурса (миръ-εἰρήνη vs. миръ-κόσμος), так и делать этот текст более понятным, так что древний перевод порой оказывается более точным и более ясным в передаче основного смысла, чем современный церковнославянский текст. |
Keywords |
эллинистическая культура, Казанское Евангелие, древнерусский апракос, текстология, лингвокультурология |
The name of the journal |
Культура и цивилизация
|
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=253963&p_lang=2 |
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Ermoshin Anton Vladimirovich |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Nikolaeva Nataliya Gennadevna |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2021 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Николаева Н.Г., Ермошин А.В. Реалии эллинистического мира в представлениях древнерусского книжника (на материале Казанского Евангелия XIV века) // Культура и цивилизация. – 2021. – Том 11, № 2А. – С. 209–217. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=253963&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Культура и цивилизация |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В статье обсуждается вопрос о том, в какой степени сведения об эллинистическом мире, его культуре и истории, отраженные в евангельском тексте, претерпели метаморфозы в славянской книжной среде. Методом изучения является наблюдение над действительными и мнимыми ошибками копиистов, переписывающих Евангелие (в нашем случае – полный апракос XIV века из фондов Научной библиотеки Казанского федерального университета). Выдвигается гипотеза, что в сознании древнерусского книжника существовала некая мифологема эллинистического мира, культурного фона событий Нового Завета, которая реализовывалась в приемах адаптации неизвестных понятий в духе «народной этимологии». При этом многие заимствования, характерные для ранних редакций славянского евангельского текста, заменялись исконной лексикой. Делается вывод о том, что наибольшую сложность для древнерусского книжника представляли гебраизмы, бывшие варваризмами уже в грекоязычном Евангелии. Однако некоторые особенности греческой грамматики сохранялись и в древнерусских списках: они могут как затруднять восприятие текста, затрагивая ключевые понятия христианского дискурса (миръ-εἰρήνη vs. миръ-κόσμος), так и делать этот текст более понятным, так что древний перевод порой оказывается более точным и более ясным в передаче основного смысла, чем современный церковнославянский текст. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
эллинистическая культура |
ru_RU |
dc.subject |
Казанское Евангелие |
ru_RU |
dc.subject |
древнерусский апракос |
ru_RU |
dc.subject |
текстология |
ru_RU |
dc.subject |
лингвокультурология |
ru_RU |
dc.title |
Реалии эллинистического мира в представлениях древнерусского книжника (на материале Казанского Евангелия XIV века) |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|