Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2022 |
Язык | русский |
|
Gabdulkhakov Valeryan Faritovich, author
|
Bibliographic description in the original language |
Gabdulkhakov V.F. Neyrokognitivnye priemy preodoleniya yazykovoy i obraznoy interferencii u bilingvalnykh detey. Zhurnal «Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. Teoriya i praktika. 2022. – №1(109). – S.. 18-29. DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10092 |
Annotation |
Актуальность тематики статьи. В национальных регионах России речь детей-билингвов часто вызы-
вает серьезные нарекания: она страдает, с одной стороны, от языковой интерференции, когда законы
родного языка отрицательно влияют на второй (русский), с другой стороны, от образной интерфе-
ренции, когда переносный смысл литературных образов родной культуры вступает в противоречие
с образами и смыслами русской литературы. Эти интерференции отрицательно влияют не только на
русскую речь, но и на мышление, память, интеллект, – на все когнитивные и регуляторные функции
детей. Педагоги не всегда понимают, какие приемы надо использовать для преодоления отрицатель-
ного влияния этих интерференций.
Цель. Работа направлена на то, чтобы проанализировать речь детей-билингвов, выявить типичные
речевые и смысловые ошибки, обусловленные влиянием языковой и образной интерференции на рус-
скую речь детей, определить эффективные приемы преодоления интерференции. Ставится вопрос
о том, что такими приемами могут быть приемы формирования языковой личности ребенка, разра-
ботанные в лингводидактике. Проверяется предположение, что эти приемы – с установкой на язык
и образный смысл – при определенной последовательности могут иметь эффект нейрокогнитивного
воздействия, то есть обеспечивать формирование правильной русской речи в более короткий срок.
Описание хода исследования. В ходе исследования (2019–2021 гг.) было проанализировано 257 вы-
сказываний детей-билингвов старшей и подготовительной группы (6–7 лет). В этой выборке 125 детей
относились к группе детей с аутистическими расстройствами, 132 – к группе обычных детей-билинг-
вов. В исследовании приняли участие 32 педагога дошкольных учреждений Татарстана.
Результаты исследования. Было замечено, что дети, страдающие языковой интерференцией, больше
подвержены и образной интерференции. Чем больше их русская речь подвержена языковой интерфе-
ренции, тем в большей степени она подвержена и образной интерференции. Образная интерферен-
ция – это противоречивая ассоциация, связанная с культуремами, имеющими одинаковую символику,
но разное значение в разных языках и культурах. Дети-аутисты, такие же билингвы, как и обычные
дети, ошибок, связанных с проявлением интерференции, делают значительно больше, чем обычные
дети. И в той, и в другой группах интерферентные ошибки на русском языке характеризуют больше
половины всех детей. Была определена последовательность лингводидактических приемов, в кото-
рую вошли вербально-семантические приемы, приемы повторения речевого образца, приемы комму-
никативного ядра, приемы транспозиции, приемы сторителлинга, интерпретации образных средств,
приемы творческого пересказа, приемы театрализации, мотивационно-прагматические приемы и при-
емы обратной связи. Эта последовательность обеспечивала эффект нейрокогнитивного воздействия
и оказалась более результативной по сравнению с традиционными методическими приемами.
Заключение. Полученные данные говорят о том, что реализованные в определенной последова |
Keywords |
нейрокогнитивный, приемы, языковая интерференция, образная интерференция, дети-билингвы, дети-аутисты, лингводидактика, речь. |
The name of the journal |
Современное дошкольное образование. Теория и практика
|
URL |
https://sdo-journal.ru/podpiska.html |
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=262165&p_lang=2 |
Resource files | |
|
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Gabdulkhakov Valeryan Faritovich |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2022 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Габдулхаков В.Ф. Нейрокогнитивные приемы преодоления языковой и образной интерференции у билингвальных детей. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2022. – №1(109). – С.. 18-29. DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10092 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=262165&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Современное дошкольное образование. Теория и практика |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Актуальность тематики статьи. В национальных регионах России речь детей-билингвов часто вызы-
вает серьезные нарекания: она страдает, с одной стороны, от языковой интерференции, когда законы
родного языка отрицательно влияют на второй (русский), с другой стороны, от образной интерфе-
ренции, когда переносный смысл литературных образов родной культуры вступает в противоречие
с образами и смыслами русской литературы. Эти интерференции отрицательно влияют не только на
русскую речь, но и на мышление, память, интеллект, – на все когнитивные и регуляторные функции
детей. Педагоги не всегда понимают, какие приемы надо использовать для преодоления отрицатель-
ного влияния этих интерференций.
Цель. Работа направлена на то, чтобы проанализировать речь детей-билингвов, выявить типичные
речевые и смысловые ошибки, обусловленные влиянием языковой и образной интерференции на рус-
скую речь детей, определить эффективные приемы преодоления интерференции. Ставится вопрос
о том, что такими приемами могут быть приемы формирования языковой личности ребенка, разра-
ботанные в лингводидактике. Проверяется предположение, что эти приемы – с установкой на язык
и образный смысл – при определенной последовательности могут иметь эффект нейрокогнитивного
воздействия, то есть обеспечивать формирование правильной русской речи в более короткий срок.
Описание хода исследования. В ходе исследования (2019–2021 гг.) было проанализировано 257 вы-
сказываний детей-билингвов старшей и подготовительной группы (6–7 лет). В этой выборке 125 детей
относились к группе детей с аутистическими расстройствами, 132 – к группе обычных детей-билинг-
вов. В исследовании приняли участие 32 педагога дошкольных учреждений Татарстана.
Результаты исследования. Было замечено, что дети, страдающие языковой интерференцией, больше
подвержены и образной интерференции. Чем больше их русская речь подвержена языковой интерфе-
ренции, тем в большей степени она подвержена и образной интерференции. Образная интерферен-
ция – это противоречивая ассоциация, связанная с культуремами, имеющими одинаковую символику,
но разное значение в разных языках и культурах. Дети-аутисты, такие же билингвы, как и обычные
дети, ошибок, связанных с проявлением интерференции, делают значительно больше, чем обычные
дети. И в той, и в другой группах интерферентные ошибки на русском языке характеризуют больше
половины всех детей. Была определена последовательность лингводидактических приемов, в кото-
рую вошли вербально-семантические приемы, приемы повторения речевого образца, приемы комму-
никативного ядра, приемы транспозиции, приемы сторителлинга, интерпретации образных средств,
приемы творческого пересказа, приемы театрализации, мотивационно-прагматические приемы и при-
емы обратной связи. Эта последовательность обеспечивала эффект нейрокогнитивного воздействия
и оказалась более результативной по сравнению с традиционными методическими приемами.
Заключение. Полученные данные говорят о том, что реализованные в определенной последова |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
нейрокогнитивный |
ru_RU |
dc.subject |
приемы |
ru_RU |
dc.subject |
языковая интерференция |
ru_RU |
dc.subject |
образная интерференция |
ru_RU |
dc.subject |
дети-билингвы |
ru_RU |
dc.subject |
дети-аутисты |
ru_RU |
dc.subject |
лингводидактика |
ru_RU |
dc.subject |
речь. |
ru_RU |
dc.title |
Габдулхаков В.Ф. Нейрокогнитивные приемы преодоления языковой и образной интерференции у билингвальных детей. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2022. – №1(109). – С.. 18-29. DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10092 |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|