Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ГАБДУЛХАКОВ В.Ф. НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ И ОБРАЗНОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ У БИЛИНГВАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ. ЖУРНАЛ «СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. 2022. – №1(109). – С.. 18-29. DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10092
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2022
Языкрусский
  • Gabdulkhakov Valeryan Faritovich, author
  • Bibliographic description in the original language Gabdulkhakov V.F. Neyrokognitivnye priemy preodoleniya yazykovoy i obraznoy interferencii u bilingvalnykh detey. Zhurnal «Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. Teoriya i praktika. 2022. – №1(109). – S.. 18-29. DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10092
    Annotation Актуальность тематики статьи. В национальных регионах России речь детей-билингвов часто вызы- вает серьезные нарекания: она страдает, с одной стороны, от языковой интерференции, когда законы родного языка отрицательно влияют на второй (русский), с другой стороны, от образной интерфе- ренции, когда переносный смысл литературных образов родной культуры вступает в противоречие с образами и смыслами русской литературы. Эти интерференции отрицательно влияют не только на русскую речь, но и на мышление, память, интеллект, – на все когнитивные и регуляторные функции детей. Педагоги не всегда понимают, какие приемы надо использовать для преодоления отрицатель- ного влияния этих интерференций. Цель. Работа направлена на то, чтобы проанализировать речь детей-билингвов, выявить типичные речевые и смысловые ошибки, обусловленные влиянием языковой и образной интерференции на рус- скую речь детей, определить эффективные приемы преодоления интерференции. Ставится вопрос о том, что такими приемами могут быть приемы формирования языковой личности ребенка, разра- ботанные в лингводидактике. Проверяется предположение, что эти приемы – с установкой на язык и образный смысл – при определенной последовательности могут иметь эффект нейрокогнитивного воздействия, то есть обеспечивать формирование правильной русской речи в более короткий срок. Описание хода исследования. В ходе исследования (2019–2021 гг.) было проанализировано 257 вы- сказываний детей-билингвов старшей и подготовительной группы (6–7 лет). В этой выборке 125 детей относились к группе детей с аутистическими расстройствами, 132 – к группе обычных детей-билинг- вов. В исследовании приняли участие 32 педагога дошкольных учреждений Татарстана. Результаты исследования. Было замечено, что дети, страдающие языковой интерференцией, больше подвержены и образной интерференции. Чем больше их русская речь подвержена языковой интерфе- ренции, тем в большей степени она подвержена и образной интерференции. Образная интерферен- ция – это противоречивая ассоциация, связанная с культуремами, имеющими одинаковую символику, но разное значение в разных языках и культурах. Дети-аутисты, такие же билингвы, как и обычные дети, ошибок, связанных с проявлением интерференции, делают значительно больше, чем обычные дети. И в той, и в другой группах интерферентные ошибки на русском языке характеризуют больше половины всех детей. Была определена последовательность лингводидактических приемов, в кото- рую вошли вербально-семантические приемы, приемы повторения речевого образца, приемы комму- никативного ядра, приемы транспозиции, приемы сторителлинга, интерпретации образных средств, приемы творческого пересказа, приемы театрализации, мотивационно-прагматические приемы и при- емы обратной связи. Эта последовательность обеспечивала эффект нейрокогнитивного воздействия и оказалась более результативной по сравнению с традиционными методическими приемами. Заключение. Полученные данные говорят о том, что реализованные в определенной последова
    Keywords нейрокогнитивный, приемы, языковая интерференция, образная интерференция, дети-билингвы, дети-аутисты, лингводидактика, речь.
    The name of the journal Современное дошкольное образование. Теория и практика
    URL https://sdo-journal.ru/podpiska.html
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=262165&p_lang=2
    Resource files 
    File name Size (MB) Format  
    F_Statya_2022.pdf 6,97 pdf show / download

    Full metadata record