Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
СПОСОБНОСТЬ К ПРЕДВОСХИЩЕНИЮ СИТУАЦИЙ БУДУЩЕГО У СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2022
Языкрусский
  • Artemeva Tatyana Vasilevna, author
  • Akhmetzyanova Anna Ivanovna, author
  • Zhukova Marina Eduardovna, author
  • Bibliographic description in the original language Akhmetzyanova A.I. Sposobnost k predvoskhishheniyu situaciy budushhego u slabovidyashhikh doshkolnikov/A.I.Akhmetzyanova, T.V.Artemeva, M.E.Kiseleva // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. 2022. № 1 S.5-28
    Annotation В статье рассматривается проблема способности к предвосхищению событий будущего у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие способности к прогнозированию в старшем дошкольном возрасте делает ее одним из значимых условий процесса социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями, в том числе и слабовидящих дошкольников. Целью исследования являлось изучение специфики предвосхищениясобытий будущего у слабовидящих детей. В исследовании приняло участие 60 дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, среди которых было обследовано 30 детей с нарушениями зрения и 30 детей с сохранным зрением.В результате анализа структурно-функциональных компонентов установлено, что слабовидящие дошкольники чаще прогнозируют действия, а также у них отмечается более низкий уровень сформированности рече-коммуникативной функции по сравнению с ее развитием у нормотипичных сверстников. Способность к предвосхищению у детей со зрительными нарушениями проявляется успешнее в организованной деятельности, а также во взаимоотношениях с родителями, а не с окружающими взрослыми или детьми. В результате исследования была выявлена специфика способности к предвосхищению ситуаций будущего у слабовидящих дошкольников с нарушениями речи. Было установлено, что дети с нарушением зрения действительно испытывают трудности при формировании прогноза, у них отмечается более низкий уровень сформированности регулятивной, когнитивной и рече-коммуникативной функции по сравнению с их развитием у сверстников без зрительных нарушений. Дошкольники с нарушением зрения могут ставить и удерживать цели, а также справляются с мысленным проигрыванием различных вариантов действий и осознают последствия их выполнения относительно себя и окружающих людей. У них имеются трудности в понимании и определении как своих, так и эмоций окружающих людей в прогнозируемых ситуациях.
    Keywords ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ СИТУАЦИЙ БУДУЩЕГО, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, АНТИЦИПАЦИЯ, ДЕТИ, ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
    The name of the journal Вестник Московского университета. Серия 14. Психология
    URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48156862
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=264464&p_lang=2

    Full metadata record