Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ЖЕНСКИЕ СТРАТЕГИИ В ВЫСШЕМ STEM-ОБРАЗОВАНИИ: ОБЗОР МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОЛЯ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2023
Языкрусский
  • Lebedeva Nataliya Vladimirovna, author
  • Vilkova Kseniya Aleksandrovna, author
  • Savinskaya Olga Borisovna, author
  • Bibliographic description in the original language Savinskaya O. B., Lebedeva N. V., Vilkova K. A. Gendernye stereotipy i zhenskie strategii v vysshem STEM-obrazovanii: obzor mezhdisciplinarnogo polya // Zhurnal issledovaniy socialnoy politiki. 2022. T. 20. № 3. S. 505-520.
    Annotation В статье представлен обзор публикаций об измерении и анализе гендерных стереотипов в высшем образовании, опубликованных в международных журналах за последние тридцать лет (1990–2020) с целью систематизировать теоретико-­методологические подходы к определению гендерных стереотипов в STEM-образовании и обозначить их роль в трансформационных процессах современного высшего образования и развитии социокультурной открытости современных университетских сред. Для достижения цели использованы как открытые (Google Scholar), так и закрытые (JSTOR, EBSCO, Scopus, Web of Science, American Psychological Association) базы научных публикаций. В результате отбора для анализа использована 61 статья, посвященная следующим темам: способность и уверенность в своих способностях в STEM-предметах, самооценка, настойчивость, гендерные роли, мотивация, ценности, социальный дискомфорт, низкая доля девушек в технических специальностях, гендерный разрыв в достижениях, неравномерный отсев студентов, разные карьерные планы. Одним из критериев отбора и фактором измерения послужили гендерные стереотипы в высшем образовании. На основе проанализированных статей предлагается определение гендерных стереотипов, выделяются позитивные и негативные стереотипы и их значение для формирования неравенства, подробно описываются популярные психологические теории гендерных стереотипов – угроза подтверждения стереотипа и имплицитные теории, описываются методики их измерения. Раскрывается, как гендерные стереотипы позволяют изучить основные аспекты гендерного неравенства в высшем образовании: статус меньшинства в академической среде, связь гендерной и профессиональной идентичности, мотивация, настойчивость и студенческий отсев, устойчивость в получении STEM-профессии. Обозначается необходимость дальнейшего межстранового исследования и развития методик измерения гендерного неравенства. Ставится вопрос о возможности осознанного выбора профессионального пути в современном высшем образовании.
    Keywords гендерное неравенство, высшее образование, STEM-образование, гендерные стереотипы, угроза подтверждения стереотипа, имплицитные теории
    The name of the journal Журнал исследований социальной политики
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=277121&p_lang=2

    Full metadata record