Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2023 |
Язык | русский |
|
Gabdulkhakov Valeryan Faritovich, author
|
Bibliographic description in the original language |
Gabdulkhakov V. F., Zinnurova A. F., Mitroshin V. N., Belov Yu. A. Antropologicheskie komponenty v obrazovatelnom processe universitetov. // Zhurnal «Izvestiya RAO». - 2023. - № 1(61). - S. 18-35. |
Annotation |
Цель описанного в статье исследования – определение антропологических компонентов, влияющих на качество высшего образования (по показателям промежуточной и итоговой аттестации студентов, по удовлетворенности работодателей профессиональной подготовкой выпускников). Методы исследования: педагогическое (антропологическое) наблюдение, диагностика степени выраженности антропологических компонентов, математическая обработка полученных данных, составление диагностических карт и методик. В ходе исследования в вузах медицинского, инженерного, педагогического профилей была организована: серия методологических и практических семинаров с преподавателями-экспериментаторами, осуществляющими образовательный процесс по направлениям медицинской, инженерной и педагогической подготовки; осуществлена практическая реализация антропологических компонентов на аудиторных (и дистанционных) занятиях в четырех университетах; проведена диагностика (самодиагностика, взаимная диагностика, экспертная диагностика) при помощи наблюдений и установления степени выраженности антропологических компонентов на занятиях преподавателей; математическая обработка полученных данных по признакам репрезентативности, достоверности, объективности; оформление диагностических карт, отражающих степень выраженности антропологических компонентов на занятиях до и после педагогического эксперимента и др.
В результате проведенного исследования определены антропологические компоненты, которые влияют на качество высшего образования. Среди них – личностный, эмпатический, рефлексивный, когнитивный, интерактивный, интегративный, аттрактивный, синергетический. Опираясь на эти компоненты, преподаватели-экспериментаторы использовались методы, приёмы, средства личностного, рефлексивного взаимодействия, позволяющие устанавливать отношения сотрудничества, эмпатии, превращать процедуру освоения знаний в интригу, увлекательное исследование, ценностное и практически значимое для их будущей профессиональной деятельности. Синергетический компонент как результирующий на разных профилях (медицинском, инженерном, педагогическом) выражен неодинаково: на медицинском до эксперимента было 9%, после эксперимента – 31% (рост составил 22%); на инженерном до эксперимента было 27%, после эксперимента – 47% (рост составил 20%), на педагогическом до эксперимента было 9%, после эксперимента – 75% (рост составил 66%).
Выводы. Результаты проведенного исследования говорят о том, что не только цифровое, но и традиционное обучение необходимо строить с учётом антропологических компонентов: воспитать человека может только человек, сформировать личность может только личность. Традиционная для образовательных программ вузов коммуникативная компетенция требует конкретизации с точки зрения антропологического содержания. |
Keywords |
антропология, компоненты, личностный, эмпатический, рефлексивный, когнитивный, интерактивный, интегративный, аттрактивный, синергетический. |
The name of the journal |
THEORY AND PRACTICE of DEVELOPMENT of CREATIVE ABILITIES of STUDENTS: Collection of articles and methodical materials of the international scientifically-practical conference. on February 27, 2013. / Under the editorship of doctor of pedagogical Sciences, Professor of Valerian Gabdulhakov. The second international issue. - Kazan: Kazan Federal University, 2013.
|
URL |
https://www.mpsu.ru/product/zhurnaly/izvestiya-rossiyskoy-akademii-obrazovaniya/ |
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=279886&p_lang=2 |
Resource files | |
|
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Gabdulkhakov Valeryan Faritovich |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2023 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Габдулхаков В. Ф., Зиннурова А. Ф., Митрошин В. Н., Белов Ю. А. Антропологические компоненты в образовательном процессе университетов. // Журнал «Известия РАО». - 2023. - № 1(61). - С. 18-35. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=279886&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
THEORY AND PRACTICE of DEVELOPMENT of CREATIVE ABILITIES of STUDENTS: Collection of articles and methodical materials of the international scientifically-practical conference. on February 27, 2013. / Under the editorship of doctor of pedagogical Sciences, Professor of Valerian Gabdulhakov. The second international issue. - Kazan: Kazan Federal University, 2013. |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Цель описанного в статье исследования – определение антропологических компонентов, влияющих на качество высшего образования (по показателям промежуточной и итоговой аттестации студентов, по удовлетворенности работодателей профессиональной подготовкой выпускников). Методы исследования: педагогическое (антропологическое) наблюдение, диагностика степени выраженности антропологических компонентов, математическая обработка полученных данных, составление диагностических карт и методик. В ходе исследования в вузах медицинского, инженерного, педагогического профилей была организована: серия методологических и практических семинаров с преподавателями-экспериментаторами, осуществляющими образовательный процесс по направлениям медицинской, инженерной и педагогической подготовки; осуществлена практическая реализация антропологических компонентов на аудиторных (и дистанционных) занятиях в четырех университетах; проведена диагностика (самодиагностика, взаимная диагностика, экспертная диагностика) при помощи наблюдений и установления степени выраженности антропологических компонентов на занятиях преподавателей; математическая обработка полученных данных по признакам репрезентативности, достоверности, объективности; оформление диагностических карт, отражающих степень выраженности антропологических компонентов на занятиях до и после педагогического эксперимента и др.
В результате проведенного исследования определены антропологические компоненты, которые влияют на качество высшего образования. Среди них – личностный, эмпатический, рефлексивный, когнитивный, интерактивный, интегративный, аттрактивный, синергетический. Опираясь на эти компоненты, преподаватели-экспериментаторы использовались методы, приёмы, средства личностного, рефлексивного взаимодействия, позволяющие устанавливать отношения сотрудничества, эмпатии, превращать процедуру освоения знаний в интригу, увлекательное исследование, ценностное и практически значимое для их будущей профессиональной деятельности. Синергетический компонент как результирующий на разных профилях (медицинском, инженерном, педагогическом) выражен неодинаково: на медицинском до эксперимента было 9%, после эксперимента – 31% (рост составил 22%); на инженерном до эксперимента было 27%, после эксперимента – 47% (рост составил 20%), на педагогическом до эксперимента было 9%, после эксперимента – 75% (рост составил 66%).
Выводы. Результаты проведенного исследования говорят о том, что не только цифровое, но и традиционное обучение необходимо строить с учётом антропологических компонентов: воспитать человека может только человек, сформировать личность может только личность. Традиционная для образовательных программ вузов коммуникативная компетенция требует конкретизации с точки зрения антропологического содержания. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
антропология |
ru_RU |
dc.subject |
компоненты |
ru_RU |
dc.subject |
личностный |
ru_RU |
dc.subject |
эмпатический |
ru_RU |
dc.subject |
рефлексивный |
ru_RU |
dc.subject |
когнитивный |
ru_RU |
dc.subject |
интерактивный |
ru_RU |
dc.subject |
интегративный |
ru_RU |
dc.subject |
аттрактивный |
ru_RU |
dc.subject |
синергетический. |
ru_RU |
dc.title |
Габдулхаков В. Ф., Зиннурова А. Ф., Митрошин В. Н., Белов Ю. А. Антропологические компоненты в образовательном процессе университетов. // Журнал «Известия РАО». - 2023. - № 1(61). - С. 18-35. |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|