Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛЕКЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2023
Языкрусский
  • Ibragimov Gasanguseyn Ibragimovich, author
  • Nabieva Aliya Aydarovna, postgraduate kfu
  • Bibliographic description in the original language Ibragimov G. I. Transformaciya lekcii v sovremennoy vysshey shkole Rossii / G. I. Ibragimov, A. A. Kalimullina // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2022. - № 7. - S. 96-112.
    Annotation Актуальность темы обусловлена противоречием между накопленным высшей школой опытом адаптации лекции как формы организации обучения к новым условиям функционирования образования и недостаточным вниманием исследователей к изучению и обобщению этого опыта для определения роли, места и основных направлений трансформации лекции в современной высшей школе. Цель исследования заключалась в выявлении роли, места и направлений трансформации лекции в современной высшей школе. Для ее достижения был проведен метаанализ публикаций по теме за последние десять лет. В общей сложности анализу были подвергнуты 52 научные статьи, опубликованные в рецензируемых ведущих отечественных педагогических журналах и других научно-методических изданиях. Отбор статей для анализа проводился по наличию в названии статьи ключевых слов: «лекция», «лекционное занятие». Результаты исследования показали, что большое разнообразие и общедоступность источников информации и коммуникаций не вытесняют лекцию из системы высшего образования, но предъявляют к ней новые требования, меняют ее роль и место в системе вузовского обучения. Выделены основные требования к современной лекции: проблемность; гибкость структуры; ориентация на диалогические формы коммуникации со студентами; эффективная обратная связь. Ведущей тенденцией развития лекции в современном вузе становится сочетание унаследованной от традиционной лекции научности, информативности и высокого профессионализма с диалогичностью и многообразием типов и видов лекции, повышением доли интерактивных приемов активизации учебной и коммуникационной деятельности студентов. Установлено, что трансформация лекции в современной высшей школе идет в трех основных направлениях, связанных с изменением внешних и внутренних признаков лекции: организационно-содержательное, функциональное и структурно-коммуникационное направления. Раскрыто содержательное наполнение каждого из выделенных направлений трансформации лекции. Предложены перспективные направления исследований современной лекции.
    Keywords форма организации обучения, лекция, направления трансформации лекции, современная высшая школа, инновационный опыт высшей школы.
    The name of the journal Высшее образование в России
    On-line resource for training course http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/176388/F_VOR_22_Ibragimov__Kalimullina._13.05._22.pdf?sequence=1&isAllowed=y
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=283417&p_lang=2
    Resource files 
    File name Size (MB) Format  
    F_VOR_22_Ibragimov__Kalimullina._13.05._22.pdf 0,54 pdf show / download

    Full metadata record