Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2022 |
Язык | русский |
|
Galimova Khalida Nurislamovna, author
|
Bibliographic description in the original language |
S. V. Shustova , M. B. Kazachkova, Kh. N. Galimova, M. V. Shirinyan. Analiz pereskazov shkol-nikov kak sredstvo diagnostirovaniya kachestva chteniya i ponimaniya akademicheskogo teksta / S. V. Shustova [i dr.] // Integraciya obrazovaniya. -2022. T. 26, № 2.- S. 331–344 |
Annotation |
Рассматривается проблема понимания учебного текста школьниками и способы диагностирования уровня восприятия и понимания вторичных текстов. Актуальность исследования заключается в важности способов интерпретации и диагностирования уровня восприятия учебных текстов для устранения объективных причин их непонимания и дальнейших лингвистических и психолингвистических исследований по данной проблеме. Цель статьи - описать результаты эксперимента, направленные на исследование денотативной структуры учебных первичных и вторичных текстов с применением сравнительного пропозиционального анализа. Материалы и методы. В эксперименте приняли участие 200 учащихся 5-х классов общеобразовательных школ Республики Татарстан. В качестве материала использованы учебный текст по обществознанию для 5 класса под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой и вторичные тексты - пересказы, выполненные школьниками. Для изучения проблемы было проведено предварительное тестирование респондентов, с целью диагностирования уровней восприятия и понимания учащимися оригинального текста группой экспертов осуществлялся пропозициональный анализ пересказа. Результаты исследования. Пропозициональный анализ текстов-пересказов и последующее сопоставление денотативных структур оригинального и вторичного текстов являются продуктивными и информативными процедурами для выявления объективной картины восприятия и понимания текстов школьниками. Большинству участников эксперимента удалось определить главную мысль прочитанного текста и отделить основную информацию от второстепенной. Наблюдается расхождение в количестве сохраненных пропозиций в пересказах, объем текста значительно варьируется: обнаруживаются семантические добавления, упрощения, свертывания, смещения. Прослеживается частичная реструктуризация пропозиций текста-оригинала. Расхождение в количестве сохраненных пропозиций объясняется уровнем понимания первичного текста, интерпретацией текстового содержания и может быть обусловлено особенностями подросткового мышления. Фоновые знания реципиента, его эмоциональный настрой, практические навыки самостоятельной работы с текстом, умение извлекать основную информацию из текста также влияют на успешность пересказа. Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут быть полезны для устранения объективных причин непонимания учебных текстов, а также для дальнейших педагогических и психолингвистических исследований. |
Keywords |
Обществознание, восприятие текста, семантический синтаксис, пропозиция, оригинальный текст, вторичный текст, пропозициональный анализ, предикат, субъект, агенс, контрагент |
The name of the journal |
Интеграция образования
|
URL |
https://sciup.org/analiz-pereskazov-shkolnikov-kak-sredstvo-diagnostirovanija-kachestva-chtenija-i-147237997 |
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=286136&p_lang=2 |
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Galimova Khalida Nurislamovna |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2022 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
С. В. Шустова , М. Б. Казачкова, Х. Н. Галимова, М. В. Ширинян. Анализ пересказов школь-ников как средство диагностирования качества чтения и понимания академического текста / С. В. Шустова [и др.] // Интеграция образования. -2022. Т. 26, № 2.- С. 331–344 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=286136&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Интеграция образования |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Рассматривается проблема понимания учебного текста школьниками и способы диагностирования уровня восприятия и понимания вторичных текстов. Актуальность исследования заключается в важности способов интерпретации и диагностирования уровня восприятия учебных текстов для устранения объективных причин их непонимания и дальнейших лингвистических и психолингвистических исследований по данной проблеме. Цель статьи - описать результаты эксперимента, направленные на исследование денотативной структуры учебных первичных и вторичных текстов с применением сравнительного пропозиционального анализа. Материалы и методы. В эксперименте приняли участие 200 учащихся 5-х классов общеобразовательных школ Республики Татарстан. В качестве материала использованы учебный текст по обществознанию для 5 класса под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой и вторичные тексты - пересказы, выполненные школьниками. Для изучения проблемы было проведено предварительное тестирование респондентов, с целью диагностирования уровней восприятия и понимания учащимися оригинального текста группой экспертов осуществлялся пропозициональный анализ пересказа. Результаты исследования. Пропозициональный анализ текстов-пересказов и последующее сопоставление денотативных структур оригинального и вторичного текстов являются продуктивными и информативными процедурами для выявления объективной картины восприятия и понимания текстов школьниками. Большинству участников эксперимента удалось определить главную мысль прочитанного текста и отделить основную информацию от второстепенной. Наблюдается расхождение в количестве сохраненных пропозиций в пересказах, объем текста значительно варьируется: обнаруживаются семантические добавления, упрощения, свертывания, смещения. Прослеживается частичная реструктуризация пропозиций текста-оригинала. Расхождение в количестве сохраненных пропозиций объясняется уровнем понимания первичного текста, интерпретацией текстового содержания и может быть обусловлено особенностями подросткового мышления. Фоновые знания реципиента, его эмоциональный настрой, практические навыки самостоятельной работы с текстом, умение извлекать основную информацию из текста также влияют на успешность пересказа. Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут быть полезны для устранения объективных причин непонимания учебных текстов, а также для дальнейших педагогических и психолингвистических исследований. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
Обществознание |
ru_RU |
dc.subject |
восприятие текста |
ru_RU |
dc.subject |
семантический синтаксис |
ru_RU |
dc.subject |
пропозиция |
ru_RU |
dc.subject |
оригинальный текст |
ru_RU |
dc.subject |
вторичный текст |
ru_RU |
dc.subject |
пропозициональный анализ |
ru_RU |
dc.subject |
предикат |
ru_RU |
dc.subject |
субъект |
ru_RU |
dc.subject |
агенс |
ru_RU |
dc.subject |
контрагент |
ru_RU |
dc.title |
Анализ пересказов школь-ников как средство диагностирования качества чтения и понимания академического текста |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|