Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
РАЗВИТИЕ НА ИНТЕГРАТИВНОЙ ОСНОВЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2023
Языкрусский
  • Dobrotvorskaya Svetlana Georgievna, author
  • Pozdnyakova Albina Iskandarovna, author
  • Bibliographic description in the original language Pozdnyakova A. I., Dobrotvorskaya S. G. Razvitie na integrativnoy osnove ekologicheskoy kultury studentov v processe izucheniya estestvennonauchnykh disciplin // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina. – 2023. – № 2. – S. 36–51. DOI 10.35231/18186653_2023_2_36
    Annotation Усиливающееся влияние антропогенных факторов актуализирует проблему повышения экологической культуры общества, прежде всего – молодежи. Анализ состояния данной проблемы показывает, что необходимо совершенствование экологического образования студентов вуза как будущих специалистов. В статье предлагается один из вариантов решения проблемы – развитие экологической культуры на интегративной основе педагогических подходов в процессе изучения студентами естественнонаучных дисциплин, что составляет новизну исследования. Целью данной работы стало обоснование и экспериментальная проверка эффективности интеграции педагогических подходов, способствующих формированию экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин. Материалы и методы. Экспериментальная проверка эффективности разработанной модели формирования экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин проводилась в период 2017–2022 гг. на базе Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург). Участниками эксперимента стали 107 человек, составивших экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. Для оценки результатов были использованы стандартизированные диагностические методики: «Экологическая культура» Е. В. Асафовой, «Мотивация и потребность в природоохранной деятельности» Е. П. Ильина и «Экологическая компетентность личности» А.В. Гагарина, а также опросник авторов исследования, включающий вопросы и решения экологических задач Эксперимент состоял из трех этапов. На подготовительном этапе изучалось реальное состояние уровня экологических знаний, мотиваций к экологической деятельности. На втором, формирующем этапе, была апробирована разработанная модель. На третьем этапе эксперимента были повторены исследования тех же показателей с применением тех же методик, что и на подготовительном этапе работы. Далее была выполнена статистическая обработка эмпирических данных и их интерпретация. Совокупность используемых методов и их взаимодополняемость обеспечивали достоверность результатов исследования. Результаты исследования. В результате проведенного эксперимента была выявлена динамика совокупного уровня сформированности познавательной, ценностно-мотивационной и практической составляющей в ЭГ и КГ. При этом в экспериментальной группе была выявлена однозначно большая положительная динамика в уровне развития экологической культуры. Материалы статистической обработки данных свидетельствуют о том, что различия между уровнями развития экологической культуры студентов на всех этапах исследования достоверны. Обсуждение и выводы. Полученные в ходе эксперимента данные подтверждают объективность понимания роли развития интеграции педагогических подходов в формировании экологической культуры. Таким образом, может быть обеспечено проявление у обучающихся активного решения экологических проблем и экологоориентированного поведения.
    Keywords экологическая культура, студенты вуза, интеграция, педагогические подходы, естественнонаучные дисциплины
    The name of the journal Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина
    On-line resource for training course http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/177071/Statya_Pozdnyakova_A.I.__Dobrotvorskaya_S.G.pdf?sequence=1&isAllowed=y
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=287226&p_lang=2
    Resource files 
    File name Size (MB) Format  
    Statya_Pozdnyakova_A.I.__Dobrotvorskaya_S.G.pdf 0,38 pdf show / download

    Full metadata record