Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2023 |
Язык | русский |
|
Zaznaev Oleg Ivanovich, author
|
Bibliographic description in the original language |
Zaznaev O.I. Rospusk parlamenta v parlamentskikh sistemakh: novacii v zakonodatelstve i politicheskoy praktike // Vestnik RGGU. Seriya «Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya». 2023. № 3. S. 122-137. |
Annotation |
Институт роспуска парламента необходим для разрешения конфликта между парламентом и правительством. Роспуск парламента следует как результат вынесения вотума недоверия правительству, а также в предписанных законом случаях. Один из наиболее частых вариантов – роспуск по инициативе премьер-министра для создания преимуществ правящей партии на досрочных выборах. В статье выделяются новые тенденции в развитии института роспуска парламента в парламентских системах. Одна из них – более редкое его использование для преодоления кризиса во взаимоотношениях ветвей власти. Автор утверждает, что роспуск парламента постепенно превращается из института субъективного усмотрения премьер-министра и правительства в правовой способ разрешения тупи- ковых ситуаций в политическом процессе. Этой цели служат конституционно-правовые ограничения на роспуск, которые широко распространены в законодательстве многих парламентских стран. Автор отмечает, что сегодня происходит конституционализация института роспуска с одновременной деполитизацией этого института, а именно – сужением свободы выбора акторов, прежде всего премьер-министра. При этом в современных парламентских системах наблюдается разный объем законодательных ограничений на роспуск. Автор анализирует такую разновидность ограничения на роспуск, как установление фиксированной даты выборов в парламенты Великобритании и Канады. В статье утверждается, что на практике это ограничение не ведет к ослаблению премьер-министра в вопросах роспуска. Сделан вывод о том, что, несмотря на новации в развитии института роспуска парламента, парламентская система остается гибкой, давая возможность использовать роспуск как механизм разрешения политических разногласий. |
Keywords |
парламентская система, роспуск парламента, досроч- ные выборы, вотум доверия, вотум недоверия, конституционно-правовые ограничения роспуска парламента, фиксированная дата выборов в парла- мент, премьер-министр |
The name of the journal |
Вестник Российского государственного гуманитарного университета
|
URL |
https://www.rsuh.ru/vestnik/pmorv/ |
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=287972&p_lang=2 |
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Zaznaev Oleg Ivanovich |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2023 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Зазнаев О.И. Роспуск парламента в парламентских системах: новации в законодательстве и политической практике // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2023. № 3. С. 122-137. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=287972&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Вестник Российского государственного гуманитарного университета |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Институт роспуска парламента необходим для разрешения конфликта между парламентом и правительством. Роспуск парламента следует как результат вынесения вотума недоверия правительству, а также в предписанных законом случаях. Один из наиболее частых вариантов – роспуск по инициативе премьер-министра для создания преимуществ правящей партии на досрочных выборах. В статье выделяются новые тенденции в развитии института роспуска парламента в парламентских системах. Одна из них – более редкое его использование для преодоления кризиса во взаимоотношениях ветвей власти. Автор утверждает, что роспуск парламента постепенно превращается из института субъективного усмотрения премьер-министра и правительства в правовой способ разрешения тупи- ковых ситуаций в политическом процессе. Этой цели служат конституционно-правовые ограничения на роспуск, которые широко распространены в законодательстве многих парламентских стран. Автор отмечает, что сегодня происходит конституционализация института роспуска с одновременной деполитизацией этого института, а именно – сужением свободы выбора акторов, прежде всего премьер-министра. При этом в современных парламентских системах наблюдается разный объем законодательных ограничений на роспуск. Автор анализирует такую разновидность ограничения на роспуск, как установление фиксированной даты выборов в парламенты Великобритании и Канады. В статье утверждается, что на практике это ограничение не ведет к ослаблению премьер-министра в вопросах роспуска. Сделан вывод о том, что, несмотря на новации в развитии института роспуска парламента, парламентская система остается гибкой, давая возможность использовать роспуск как механизм разрешения политических разногласий. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
парламентская система |
ru_RU |
dc.subject |
роспуск парламента |
ru_RU |
dc.subject |
досроч- ные выборы |
ru_RU |
dc.subject |
вотум доверия |
ru_RU |
dc.subject |
вотум недоверия |
ru_RU |
dc.subject |
конституционно-правовые ограничения роспуска парламента |
ru_RU |
dc.subject |
фиксированная дата выборов в парла- мент |
ru_RU |
dc.subject |
премьер-министр |
ru_RU |
dc.title |
Роспуск парламента в парламентских системах: новации в законодательстве и политической практике |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|