Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ОСОБЕННОСТИ ВРАЖДЕБНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И МОББИНГ-КОНФЛИКТЫ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В УЛИЧНО-ШКОЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛЕВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2023
Языкрусский
  • Ivanov Andrey Valerevich, author
  • Chumakov Dmitriy Valentinovich, author
  • Bibliographic description in the original language Ivanov A.V. , Chumakov D.V. Osobennosti vrazhdebnykh kommunikaciy i mobbing-konflikty sredi podrostkov v ulichno-shkolnom prostranstve (po materialam polevogo issledovaniya) // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal.- 2023.- №3.- S.240-248.
    Annotation Актуальность статьи обусловлена тем, что проблема психологической травли и физического насилия в подростково-молодежной среде в последние годы приобрела характер «нормальности«, носит массовый характер и для исследователя представляет интерес особенности коммуникаций участников данного конфликта при моббинг-сценариях. Целью проведенного исследования является рассмотрение взаимодействий и коммуникаций «агрессора« и «жертвы« при моббинг (буллинг) атаках. Авторами сформулирована и продемонстрирована типовая ситуация конфликта при моббинге, которая может спровоцировать у «жертвы« ощущение социальной беспомощности и незащищенности посредством негативного воздействия на его «публичный» социальный статус со стороны «агрессора«, а также психологического или физического насилия, дискредитации его по месту учебы, в семье, в уличном пространстве. Все это приводит «жертву« к социальной изоляции, тождественной состоянию социальной смерти. Проведенный анализ позволяет отметить, что подростки, ставшие жертвами психологической и физической травли, обычно скрывают произошедшее, не желая обращаться за помощью к взрослым. Раскрыта сущность моббинг-конфликтов, которая носит для виктимного подростка характер двойного насилия, обычно со стороны «уличных« «агрессоров«, которых он может и не знать (вымогательство денег, издевательства), а также внутригрупповые враждебные коммуникации в классе (учебной группе) школы, колледжа или техникума. Предложена система профилактических мероприятий по снижению уровня враждебных коммуникаций в школьном пространстве и алгоритм действий относительно подростка -«агрессора« для обеспечения безопасности лиц подвергшихся насилию.
    Keywords моббинг, буллинг, виктимное поведение,"жертва", "агрессор", "наблюдатель".
    The name of the journal Казанский педагогический журнал
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=292036&p_lang=2
    Resource files 
    File name Size (MB) Format  
    Kazanskij_pedagogicheskij_zhurnal___3_2023.pdf 5,35 pdf show / download
    F_Kazanskij_pedagogicheskij_zhurnal___3_2023.pdf 5,35 pdf show / download

    Full metadata record