Form of presentation | Articles in international journals and collections |
Year of publication | 2022 |
Язык | русский |
|
Egorov Dmitriy Olegovich, author
|
Bibliographic description in the original language |
Egorov D.O, Nikolaev R.S., REFORMING THE SCHOOL NETWORK IN RURAL AREAS OF RUSSIA: MAIN STAGES, DIRECTIONS AND FACTORS«;« [Osnovnye etapy, napravleniya i faktory reformirovaniya shkolnoy seti v selskoy mestnosti Rossii]//Vestnik Moskovskogo Universiteta, Seriya Geografiya. - 2022. - Vol.5, Is.4. - P.64-78. |
Annotation |
В статье анализируются процессы сокращения количества и реорганизации школ в сельской местности России за период с 1970-х по 2019 г. Было выделено два крупных периода сокращений: советский (начало 1960-х – конец 1970-х гг.), связанный с программами «плановых» преобразований расселения в сельской местности, и российский (с середины 2000-х гг. по настоящее время), начавшийся
с принятия Приказа «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в
сельской местности». Показаны количественные характеристики процесса закрытия школ РСФСР и
России. Проведенный значительный анализ государственных документов, правовых актов и приказов
показывает их доминирующую роль в определении направлений и территориальных проекций проводимых преобразований школьной сети.
Для российского этапа проведен анализ взаимосвязи динамики реорганизации школ и характеристик сельского расселения (по показателю средней людности сельских населенных пунктов). В 2002–
2019 гг. наиболее интенсивная реорганизация школ (сокращение количества от –83% до –40%) отмечена в наиболее малоселенных регионах европейского центра, северо-запада и Поволжья. Относительно
стабильная сеть сел европейского юга и очаговый характер расположения населенных пунктов в Сибири и на Дальнем Востоке способствовали относительно более умеренным темпам реорганизации
на этих территориях. В целом проведенное исследование показало соответствие проводимых оптимизационных решений и условий расселения, однако есть и видимые отклонения. Отмечается, что существующая статистика завышает картину происходящих ликвидаций образовательных учреждений
на современном этапе, поскольку часть школ перестает учитываться после преобразования в филиал
основной школы (процесс реорганизации). Расчеты автора показывают, что после формального завершения действия программы реструктуризации школ в 2010 г. администрации муниципальных образований большинства регионов были вынуждены продолжить сокращение и / или реорганизацию сети
школ. В качестве осложняющих функционирование малокомплектных школ на этот раз выступили
факторы «подушевого финансирования» образовательных учреждений и мероприятия по реализации
государственной социальной политики (в частности уровень оплаты труда учителей). |
Keywords |
сельская местность, малокомплектная школа, малочисленная школа, реорганизация,
реструктуризация, ликвидация школ, депопуляция |
The name of the journal |
Vestnik Moskovskogo Universiteta, Seriya Geografiya
|
URL |
https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85176913904&partnerID=40&md5=a6e1ffcf5a07732c6d134aaf168c46db |
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=292472&p_lang=2 |
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Egorov Dmitriy Olegovich |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2022 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Egorov D.O, Nikolaev R.S., REFORMING THE SCHOOL NETWORK IN RURAL AREAS OF RUSSIA: MAIN STAGES, DIRECTIONS AND FACTORS«;« [Основные этапы, направления и факторы реформирования школьной сети в сельской местности России]//Vestnik Moskovskogo Universiteta, Seriya Geografiya. - 2022. - Vol.5, Is.4. - P.64-78. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=292472&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Vestnik Moskovskogo Universiteta, Seriya Geografiya |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В статье анализируются процессы сокращения количества и реорганизации школ в сельской местности России за период с 1970-х по 2019 г. Было выделено два крупных периода сокращений: советский (начало 1960-х – конец 1970-х гг.), связанный с программами «плановых» преобразований расселения в сельской местности, и российский (с середины 2000-х гг. по настоящее время), начавшийся
с принятия Приказа «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в
сельской местности». Показаны количественные характеристики процесса закрытия школ РСФСР и
России. Проведенный значительный анализ государственных документов, правовых актов и приказов
показывает их доминирующую роль в определении направлений и территориальных проекций проводимых преобразований школьной сети.
Для российского этапа проведен анализ взаимосвязи динамики реорганизации школ и характеристик сельского расселения (по показателю средней людности сельских населенных пунктов). В 2002–
2019 гг. наиболее интенсивная реорганизация школ (сокращение количества от –83% до –40%) отмечена в наиболее малоселенных регионах европейского центра, северо-запада и Поволжья. Относительно
стабильная сеть сел европейского юга и очаговый характер расположения населенных пунктов в Сибири и на Дальнем Востоке способствовали относительно более умеренным темпам реорганизации
на этих территориях. В целом проведенное исследование показало соответствие проводимых оптимизационных решений и условий расселения, однако есть и видимые отклонения. Отмечается, что существующая статистика завышает картину происходящих ликвидаций образовательных учреждений
на современном этапе, поскольку часть школ перестает учитываться после преобразования в филиал
основной школы (процесс реорганизации). Расчеты автора показывают, что после формального завершения действия программы реструктуризации школ в 2010 г. администрации муниципальных образований большинства регионов были вынуждены продолжить сокращение и / или реорганизацию сети
школ. В качестве осложняющих функционирование малокомплектных школ на этот раз выступили
факторы «подушевого финансирования» образовательных учреждений и мероприятия по реализации
государственной социальной политики (в частности уровень оплаты труда учителей). |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
сельская местность |
ru_RU |
dc.subject |
малокомплектная школа |
ru_RU |
dc.subject |
малочисленная школа |
ru_RU |
dc.subject |
реорганизация |
ru_RU |
dc.subject |
реструктуризация |
ru_RU |
dc.subject |
ликвидация школ |
ru_RU |
dc.subject |
депопуляция |
ru_RU |
dc.title |
REFORMING THE SCHOOL NETWORK IN RURAL AREAS OF RUSSIA: MAIN STAGES, DIRECTIONS AND FACTORS«;« [Основные этапы, направления и факторы реформирования школьной сети в сельской местности России] |
ru_RU |
dc.type |
Articles in international journals and collections |
ru_RU |
|