Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
THE CREATIVE HISTORY OF ZAMALETDINOV R.R., KHABUTDINOVA M.M. THE CREATIVE HISTORY OF NAKI ISANBET'S COMEDY “RED-HAIRED CHICHYAN AND BLACK-HAIRED BEAUTY” [ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КОМЕДИИ НАКИ ИСАНБЕТА «РЫЖИЙ ЧИЧЯН И ЧЕРНОВОЛОСАЯ КРАСАВИЦА»]
Form of presentationArticles in international journals and collections
Year of publication2023
Языканглийский
  • Khabutdinova Mileusha Mukhametzyanovna, author
  • Bibliographic description in the original language Zamaletdinov R.R, Khabutdinova M.M., The creative history of Naki Isanbet's comedy “Red-haired chichyan and Black-haired beauty” [Tvorcheskaya istoriya komedii Naki Isanbeta «Ryzhiy chichyan i Chernovolosaya krasavica»] /Zamaletdinov R.R, Khabutdinova M.M. //Zolotoordynskoe Obozrenie. - 2023. - Vol.11, Is.4. - P.934-956.
    Annotation Цель исследования состоит в изучении генезиса текста комедии Наки Исанбета «Җирəн чичəн белəн Карачəч сылу» («Рыжий чичян и Черноволосая красавица», 1942). Материалы и методы исследования: материалом для изучения послужили со хранившиеся в архивах редакции комедии Наки Исанбета «Җирəн чичəн белəн Карачəч сылу» («Рыжий чичян и Черноволосая красавица»), изучение которых по зволяет реконструировать природу авторского замысла. Исследование велось с по мощью генетического, культурно-исторического, сравнительно-сопоставительного методов исследования, выбор которых определен характером анализируемого текста. Новизна исследования состоит в комплексном изучении истории создания и бы тования указанной комедии в татарской культуре и выявлении ее роли в популяриза ции сведений о Золотой Орде в среде татар. Результаты исследования. «Җирəн чичəн белəн Карачəч сылу» (1942) принад лежит к разряду народных (фольклорных) комедий Наки Исанбета. Это авторская комедия, созданная на основе фольклорных, народных произведений комического плана. Народность этой комедии определяется тем, что она ориентировалась на вку сы, нравственные представления и социальные идеалы демократических слоев насе ления. Ее главные герои – чичяны, мастера слова, певцы-импровизаторы, народные поэты, регулирующие взаимоотношения народа и власти. В комедии в фольклорно символической форме воспроизведено авторское представление о сущности нацио нальной жизни в эпоху Золотой Орды, эстетический идеал драматурга, основанный на народных представлениях о власти, управлении государством, справедливости, идеале народного заступника и семейных ценностях. Джирен чичян и Карачэч сылу принадлежат к разряду «вечных образов» татарской литературы. При их создании фольклорист оттолкнулся от личного опыта общения с народными певцами, опирал ся на сведения о чичянах, почерпнутые из древних источников (Саган-Сэцэн, Джа муха чичян), а также систематизировал материал о них в научной литературе. Наки Исанбет в своих авторских комментариях подробно описал генезис образа чичяна, сформулировал его отличительные особенности: значимая роль супруги чичяна в его жизни; целенаправленная деятельность чичяна по разрешению проблем власти и народа, стремление ханов приблизить народного певца к ханскому дворцу, аскетизм и демократизм героя, историзм и образность мышления, меткий язык.
    Keywords история, татарская литература, татарская драматургия, комедия, Наки Исанбет, Золотая Орда, чичян
    The name of the journal Zolotoordynskoe Obozrenie
    URL https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85181514364&doi=10.22378%2f2313-6197.2023-11-4.934-956&partnerID=40&md5=4b84ba53673d444c3fad2ee441e22144
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=294902&p_lang=2

    Full metadata record