Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРЕЖИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВРЕМЕННЫХ МОДАЛЬНОСТЕЙ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2024
Языкрусский
  • Sabirov Timur Nailevich, author
  • Fakhrutdinova Liliya Raifovna, author
  • Bibliographic description in the original language Fakhrutdinova, L. R. Osobennosti vzaimosvyazi intellektualnykh sposobnostey lichnosti i kharakteristik perezhivaniya uchebnoy deyatelnosti razlichnykh vremennykh modalnostey / L. R. Fakhrutdinova, T. N. Sabirov // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. — 2024. — T 12. — №1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/83PSMN124.pdf (data obrashheniya: 26.04.2024).
    Annotation Изучение категории переживания позволяет исследовать внутренний план учебного процесса студентов медицинских специальностей через характеристики переживания учебной деятельности. Усвоение учебного материала нами рассматривается через психологический механизм переживания впечатлений учебного процесса в иррационально-взаимодействующем единстве системного комплекса Переживание-Рефлексия. Нами исследуются значимые переживания, актуализируемые в пространственно-временном и информационном континууме переживания учебной деятельности с замедленным, обычным и убыстренным течением субъективного, психологического времени в процессе переживания учебной деятельности. Интеллектуальные способности личности являются важнейшей частью рефлексивных процессов. Рефлексивные процессы представляют собой часть психологического механизма «переработки» впечатлений в системном комплексе Переживание-Рефлексия. Цель исследования: изучить взаимосвязи интеллектуальных способностей личности и характеристик переживания учебной деятельности различных временных модальностей (замедление, обычное течение, убыстрение субъективного, психологического времени в процессе переживания). Результаты исследований показали, что в ситуации переживания с низким уровнем временных характеристик переживания (замедление субъективного времени) обнаружены обратные корреляционные связи характеристик переживания учебной деятельности и предметного мышления. Замедление психологического времени с тягостными, мучительными, деструктивными самоощущениями переживания учебной деятельности связано со снижением интеллектуальных способностей. При высоких (убыстрение времени) и средних значениях (обычное течение времени) корреляционные связи между характеристиками переживания учебной деятельности и интеллектуальных способностей не обнаружены. Переживание учебной деятельности с высокими (убыстрение психологического времени) и средними (обычное течение времени) показателями временной характеристики переживания может быть связано с проявлением других интеллектуальных механизмов усвоения учебного материала. Исследования на общей выборке показали наличие корреляционных взаимосвязей между пространственно-временными и информационными характеристиками переживания и интеллектуальными способностями студентов медицинских специальностей. Предметное и знаковое мышление показали высокую активность в усвоении знаний в процессе переживания учебной деятельности студентов медицинских специальностей. Исследования показали, в целом, слабую активизацию творческих способностей, символического структурного и образного мышления в усвоении медицинских знаний.
    Keywords переживание, личность, интеллектуальные способности, учебная деятельность, психологическое время.
    The name of the journal Мир науки. Педагогика и психология
    URL https://mir-nauki.com/83PSMN124.html
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=298907&p_lang=2

    Full metadata record