Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМОИЗМЕНЕНИЙ ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШЕЙ В ПРЕДОТКАЗНЫЙ ПЕРИОД РАБОТЫ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2023
Языкрусский
  • Barylnikova Elena Petrovna, author
  • Kalimullin Ruslan Flyurovich, author
  • Kulakov Aleksandr Tikhonovich, author
  • Bibliographic description in the original language Kulakov A.T. Issledovanie processa formoizmeneniy shatunnykh vkladyshey v predotkaznyy period raboty transportno-tekhnologicheskikh mashin i oborudovaniya / A. T. Kulakov, O. A. Kulakov, R. F. Kalimullin, E. P. Barylnikova // Traktory i selkhozmashiny. – 2023. – T. 90, № 5. – S. 469-476.
    Annotation Обоснование. При эксплуатации транспортно-технологических машин и оборудования наиболее частым отказом является проворачивание шатунных вкладышей коленчатого вала. В предшествующих исследованиях по трактор-ным, тепловозным и автомобильным дизелям недостаточно раскрыта физическая сущность и механизм проворачи-вания вкладышей. Цель работы — исследование напряженного и деформированного состояния стальной основы шатунных вклады-шей коленчатого вала в качестве исходных и развивающихся факторов процесса, приводящего к отказу.Материалы и методы. Настоящие исследования базируются на анализе многочисленных работ, посвященных изучению причин проворачивания шатунных вкладышей различных ДВС. В качестве основных материалов исполь-зованы методики и результаты, полученные коллективом авторов настоящей статьи, по эксплуатационным и стен-довым исследованиям напряженного состояния и формоизменения шатунных вкладышей двигателей КАМАЗ-740 (8Ч 12/12). Результаты. Выявлен механизм изменения напряженного состояния и, как следствие, геометрических параметров стальной основы, сопровождающийся формоизменением шатунных вкладышей двигателей КАМАЗ-740. Исследо-ваниями установлено, что возникновение отказа не является внезапным. Процесс протекает по определенной зако-номерности в три этапа. Первый этап характеризуется появлением деформации вкладыша по причине избыточного напряженного состояния. Второй этап обусловлен развитием полученных деформаций до критических значений. На третьем этапе — происходит проворачивание шатунного вкладыша из-за полученных деформаций и нарушений условий гидродинамики подшипника. Основным результатом является обоснование требований и условий по обе-спечению стабильности параметров и формы вкладышей при длительной работе двигателя. Заключение. Знание процесса, приводящего к формоизменению шатунных вкладышей подшипников коленчатого вала, позволяет разрабатывать конструкторско-технологические решения и рекомендации по исключению отказов путем оптимизации параметров вкладышей
    Keywords транспортно технологические машины и оборудование; подшипники коленчатого вала; техническое состояние; шатунные вкладыши; напряженное состояние; формоизменение; выступание; распрямление; прогиб; зазор
    The name of the journal Тракторы и сельхозмашины
    URL https://journals.eco-vector.com/0321-4443/article/view/462805/140777/ru_RU
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=301673&p_lang=2

    Full metadata record