Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС: МЕТОДИКА ECERS-R
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2024
Языкрусский
  • Bashinova Svetlana Nikolaevna, author
  • Vasina Veronika Viktorovna, author
  • Nigmatullina Irina Aleksandrovna, author
  • Sadretdinova Elvira Azgamovna, author
  • Bibliographic description in the original language Sadretdinova E.A., Bashinova S.N., Nigmatullina I.A., Vasina V.V. Ocenka kachestva obrazovatelnoy sredy v detskom sadu dlya detey s RAS: metodika ECERS-R // Autizm i narusheniya razvitiya, 2024, t. 22, 3,S. 29-39
    Annotation Актуальность и цель. При комплексном сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) необходимо создание особой образовательной среды. Проведено исследование качества образовательной среды коррекционной дошкольной образовательной организации (ДОО) для детей с РАС при помощи инструмента Шкала оценки окружающей среды в раннем детстве (ECERS-R), созданного для оценки среды в ДОО для обычных детей. Методы и методики. Диагностическая методика ECERS-R (Early Childhood Environment Rating Scale) оценивает основные составляющие образовательной среды дошкольной организации (ДО) по семи областям: «пространство и оборудование»; «присмотр и уход за детьми»; «речь и мышление»; «занятия»; «взаимодействие»; «структурирование педагогической работы»; «родители и воспитатели». В 10 группах детей в возрасте от 2 до 8 лет специального (коррекционного) детского сада для детей с РАС «МЫ ВМЕСТЕ» проведен оценочный мониторинг качества работы ДОО внешними и внутренними (сотрудниками ДОО) экспертами. Результаты. Выявлены наиболее сильные стороны организации образовательной среды детского сада для детей с РАС: «взаимодействие педагогов с детьми» и «структурирование программы и самой педагогической работы». Более низкие результаты получены по шкалам: «развитие речи и мышления», «занятия». Помещение и оборудование оценены внешними и внутренними экспертами одинаково (4,5 балла), что косвенно свидетельствует об объективности экспертной оценки. Внутренние эксперты в вопросах ухода за детьми с РАС поставили себе низкие баллы – 3,4 балла. Внешние эксперты оценили сложность (трудность) ухода за детьми с РАС выше – 3,6 балла. Выводы. В целом, сотрудники детского сада, ежедневно работая с детьми в данной образовательной среде, значительно выше оценили ее качество, чем внешние эксперты. Это обусловлено спецификой образовательной среды для детей с РАС, а также индивидуальными особенностями детей. Для качественной оценки образовательной среды с помощью ECERS-R в садике со специальной (коррекционной) направленностью инструмент нуждается в адаптации с учетом особых образовательных потребностей детей. Используя результаты исследования, сотрудники ДОО «МЫ ВМЕСТЕ» планируют доработку образовательной среды.
    Keywords расстройства аутистического спектра (РАС); дошкольный возраст; комплексная оценка качества образовательной среды; инструмент Early Childhood Environment Rating Scales (ECERS-R); детский сад для детей с РАС МЫ ВМЕСТЕ; мониторинг
    The name of the journal Аутизм и нарушения развития
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=305742&p_lang=2

    Full metadata record